О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Центрального советаИсполнительный Секретарь Президиума ЦС - Руководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Антон Беляков о внесении изменений в закон о рекламе биологически активных добавок

14 мая 2013

 см. также ↓

14 мая Государственная Дума в первом чтении отклонила законодательную инициативу "СПРАВЕДЛИВОЙ РОСИИ" – проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 25 Федерального закона "О рекламе" (в части рекламы биологически активных добавок). Позицию фракции представил автор законопроекта, депутат Антон Беляков:

– Большое спасибо, глубокоуважаемый Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, я, если позволите, начал бы не совсем с законопроекта, а с попытки сформулировать и описать сложившуюся ситуацию. На мой взгляд, она катастрофична. Глубокоуважаемый Андрей Борисович техническую часть правительственного законопроекта пояснил, а я, если позволите, возьму на себя часть, что называется, вводной.

На мой взгляд, была в последние годы допущена системная ошибка, которая состояла, с одной стороны, в нерациональном закручивании фармацевтического рынка, что привело к тому, что целый ряд производителей пошли по пути реализации биологически активных добавок, которые не нужно в такой же степени согласовывать, не нужно контролировать их химический состав. Один раз в пять лет составлена декларация, заявлена концентрация ингредиентов – и, пожалуйста, получена справка Роспотребнадзора, и вы – новый производитель биологически активной добавки.

Конечно же, не нужно доказывать эффекты, не нужно смотреть отсроченные результаты применения биологически активной добавки, то есть были созданы преференции. Примерно такие же, как в свою бытность, помните, мы спорили по поводу приравнивания пива к алкоголю, вот нечто подобное. Весь алкоголь одним образом регулируется, а пиво по-другому. Примерно то же самое произошло и здесь. И огромное количество производителей, по большому счету рассчитывающих на фармацевтические эффекты, либо мошенников, обещавших фармацевтические эффекты, кинулись на рынок биологически активных добавок.

Рынок развивался намного более динамично, чем рынок фармацевтических препаратов. В год прирастал на 15, в некоторые годы даже более 20 процентов, и на сегодняшний день только официально, а это цифры, не совсем соответствующие объективному анализу рынка, составляют более миллиарда долларов в год. Очень крупный рынок.

Так вот, к сожалению, системные ошибки, которые были допущены, привели к следующим результатам. Если посмотреть социологию, я даже взял ее с собой, то мы с вами увидим, что из 100 процентов опрошенных россиян получается, что 38 процентов применяют биологически активные добавки, когда у них возникает недомогание или заболевание, 24 процента применяют для укрепления общего здоровья и только 19 – для профилактики заболеваний.

То есть подавляющее большинство потребителей биологически активных добавок считают, что это лекарство, подавляющее большинство.

Почему это произошло? В значительной степени из-за того, что, к сожалению, вовремя не были поставлены заградительные барьеры на недобросовестную рекламу. И то, что мы с вами смотрим постоянно по телевизору, создает иллюзию того, что, посмотрите, это лекарство, хотя по своему юридическому статусу везде в мире, везде биологически активная добавка, по определению, не может обладать клиническим и фармацевтическим эффектами, а может лишь компенсировать набор минералов и ряда незаменимых веществ. Во всем мире так, но, к сожалению, не в России, у нас по-другому.

Причем отдельная абсолютно история – это жулики, их довольно много. И я последние лет пять активно занимался, к сожалению, в том числе, и, сотрудничая с правоохранительными органами, разбирательством вот с такого рода мошенниками.

Апофеозом была ситуация, возникшая два года назад. Тогда в ходе операции в которой вместе с Департаментом экономической безопасности участвовали мои помощники, была закрыта огромная шайка, которая продавала препарат "Биоматик". Одним ее представители обещали лечение сердечнососудистой системы, другим – лечение суставов, болезней, третьим – мочекаменные болезни. Реально это была пустышка, себестоимость была 15 рублей, продавали по 50 тысяч рублей, в основном пенсионерам. Когда были арестованы счета вот у такого рода дельцов, на текущий момент на счетах этой структуры было собрано 300 миллионов рублей.

Так вот, таких мошенников много и все они работают по одной схеме – региональные средства массовой информации, заказные публикации на правах рекламы с заголовками в стиле, как мою маму спас там чудо-препарат такой-то, либо объявление о продаже, либо сетевой маркетинг.

Но кроме вот такого рода дельцов и мошенников, есть и другая категория. Например, сегодня на рынке порядка 30 процентов рынка контролирует небезызвестная всем вам компания "Эвалар", которая, кстати говоря, входит в "топ-10" самых крупных рекламодателей вместе с "Procter and Gamble" и "Сбербанком".

Вот скриншоты, собственно говоря, с сайта, повторяю, это не мелкие мошенники, это крупнейший производитель, который за прошлый год показал оборот 7 миллиардов, и планирует этот оборот увеличить.

Кстати говоря, прошу любить и жаловать, вот Александр Сергеевич –крупнейший акционер "Эвалар" сейчас в зале, меня слушает. И я думаю, что ему, может быть, будет даже что ответить.

Итак, цитаты с сайта... Да, нет, Александр Сергеевич не Пушкин, другой Александр Сергеевич, он знает, чтобы не переходить на личности. Итак, цитата с сайта компании "Эвалар": "Хитозан Эвалар" выводит радионуклиды, хотя это невозможно по определению.

Далее, продолжаем список. Сейчас, простите, чтобы вы просто понимали, про что будем голосовать, друзья мои.

Далее, продолжаем, "Сабельник" ("Эвалар"), оказывается, лечит опорно-двигательный аппарат.

Расторопши экстракт ("Эвалар") улучшает функциональное состояние печени и еще является гепатопротектором.

"Овесол" выводит шлаки, препятствует образованию камней.

"Эндокринол", апофеоз, корректирует уровень гормонов.

"Тройчатка Эвалар", это то, что мы с вами каждый день видим на всех телеканалах непрерывно, обладает паразитогонным эффектом, хотя доказано, что это не так.

И, наконец, высший пилотаж, "Шитаки" ("Эвалар") – профилактика онкозаболеваний. Но совесть есть, хочу спросить у акционера компании "Эвалар", присутствующего здесь в зале? Биологически активные добавки не могут обладать фармацевтическими эффектами, они не обладают по своему правовому статусу.

И вот, наконец, это просто, чтобы вы понимали, это 30 процентов рынка. Вот таким образом на центральных телеканалах сегодня "впаривают" населению, обещая терапевтические эффекты и пытаясь, соответственно, таким образом, вводя в заблуждение, решать.

Что Федеральная антимонопольная служба?

Надо отдать должное, ФАС пытается с этим бороться. Надо посмотреть, насколько эффективно, потому что законодательство-то, в общем, к сожалению, мы с вами пишем такое, что подчас оно сворачивает руки. Была проверка Роспотребнадзора и ФАС. Из десяти препаратов черники, в том числе "Черника-форте", в девяти черники обнаружено не было. Они до сих пор находятся на рынке.

Год, год назад было принято решение, ФАС предписало тому же "Эвалару", прекратить распространять ложную информацию. Была признана недобросовестной реклама "Тинкго Билоба", "Эндокринола" и "Транзита". И чего? Продолжается, собственно говоря, эта реклама. Штраф 100 тысяч рублей, штраф сегодня 100 тысяч рублей для компании, которая зарабатывает 7 миллиардов рублей. Как вы думаете? То же самое с Роспотребнадзором.

Сегодня, кстати говоря... Вот этот еще наш законопроект, уважаемый Андрей Борисович, не закрывает этой лазейки. Сегодня дальше пошли, ряд производителей, кстати, тот же самый "Эвалар" в том числе. Производятся под одним наименованием биологически активная добавка и фармпрепарат, например "Циклим". Рекламируется как фармпрепарат, реклама идет, обещают фармэффекты, потому что это действительно фармпрепарат, только в аптеках его нет. А в аптеках есть с таким же названием биологически активная добавка. Человек приходит и спрашивает: "У вас есть "Циклим"? – Ему говорят: "Да, есть". – "По телевизору сказали, что он помогает решать проблемы гормональных заболеваний у женщин, в том числе мочеполовой системы и так далее. Есть?" – "Есть". Пожалуйста, название такое же, производитель тот же. Только рекламируют фармпрепарат, а в аптеки его не поставляют, туда поставляют биологически активную добавку и население опять обманутым оказывается. Причем, кстати, важный момент, законопроект, который сейчас с вами обсуждаем, он не закрывает такого рода проблемы.

Итак, уважаемые коллеги, вот текущее состояние рынка. Что делать? Было много вариантов, было сломано много копий на эту тему. Я вносил законопроект.

И я пока не отказался от этой идеи, она все-таки, на мой взгляд, должна дискутироваться: вообще запретить рекламу фармацевтических препаратов и биологически активных добавок. Кстати, и в комитете профильном многие, так сказать, такой же позиции придерживаются.

Европейский рынок, для понимания, как раз так и работает. Европарламент несколько раз на эту тему возвращался. Где-то в национальных законодательствах это уже принято. Не должно быть самолечения. Не должен сам человек принимать решение, что ему использовать – какой БАД или какое лекарство. У нас с России, кстати, по целому ряду исследований в год 100 тысяч человек погибают от несоблюдения дозировок, неверных назначений и иных последствий самолечения. Какое количество инвалидностей, какое количество осложнений и вытекающих отсюда трудодней, вообще никто не знает. 100 тысяч человек гибнет, потому что слишком много самолечений.

Я понимаю, что опять-таки виновата система. Людям не хочется стоять в очереди в больнице, не совсем квалифицированные врачи-специалисты, к сожалению, тоже в достаточном количестве присутствуют, дорогостоящие препараты. Целый комплекс проблем. Сельская медицина угроблена, к сожалению, фельдшерско-акушерские пункты разрушены, объединение больниц, централизация, там межрайонные уже появляются, делает логически доставку пациента или его собственный приезд в поликлинику или больницу сильно затрудненным. В результате люди начинают принимать травки, люди спрашивают мнение не врача, а соседки, кто чем вылечился. Те, кто более продвинут, читают Интернет. Как следствие возникает вот такого рода безудержный рост рынка биологически активных добавок, повторяю, в подавляющем большинстве случаев от мелких жуликов до крупнейших производителей системно работающий на то, чтобы ввести потребителя в заблуждение и пообещать ему эффекты, которыми, на самом деле, эти продукты не обладают.

Какие выходы? Повторяю, самый простой – пойти по европейскому пути: вообще запретить рекламу в средствах массовой информации, должны быть только специализированные медицинские издания, чтобы врачи понимали, что появилось нового на рынке и рекомендовать пациентам.

На мой взгляд, это обоснованная вещь, можно дискутировать. Есть способы проще и один из них, это та инициатива, которую Федеральная антимонопольная служба предложила. Во многом там те идеи, которые я и мои коллеги поддерживаем и мы вносили аналогичные вещи.

Ну, например, вот все-таки то, что, на мой взгляд, является предметом дискуссии между позицией, которую сейчас Правительство предлагает и ваш покорный слуга.

Мы считаем, что, например, нужно и характер аудиовизуальной рекламы более точно сформулировать. Например, громкость. Мы предлагаем все-таки ее сформулировать, как во многих законодательных нормах, а в правительственной версии этого нет. То есть она должна быть, громкость, которая информирует потребителя о том, что это не является лекарством, биологическая добавка, должна быть не менее чем на пике громкости основного ролика. В правительственной версии этого нет. Можно довнести ко второму чтению.

Далее. Нужно ограничить площадь. Я считаю, что не менее 10 процентов рекламной площади, если речь идет о рекламном пространстве с указанием межстрочного интервала, с указанием пропорциональной высоты шрифта можно было бы это конкретизировать.

Есть необходимость, на мой взгляд, взять некоторые европейские инициативы. Например, запретить использовать в рекламе слова: болезнь, клиника, пациент, медицина, врач, лекарство, гомеопатия, препарат, рецепт, аптека, фармацевтика.

Я думаю, что все эти вещи можно было бы внести в правительственную версию ко второму чтению. Несмотря на то, что эти законопроекты не альтернативные, мне, конечно, будет приятно, коллеги, если вы проголосуете за мой законопроект, но я горячо поддерживаю инициативу Федеральной антимонопольной службы. Это движение вперед.

Я предлагаю поддержать пункт 8, который предложен Федеральной антимонопольной службой, ко второму чтению довнести туда поправки с тем, чтобы жуликам, как крупнейшим, так и мелким доступ на рынок закрыть и не мешать больше нашим людям быть здоровыми. Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции «СР» в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2022