О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

СР внесла законопроект, направленный на реализацию прав военнослужащих, исполнявших военный долг в Республике Таджикистан

23 апреля 2013

 см. также ↓

23 апреля руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Сергей Миронов, заместитель Председателя Государственной Думы, Председатель партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Николай Левичев, первый заместитель руководителя фракции, член Комитета по вопросам собственности Оганес Оганян, заместитель руководителя фракции, первый заместитель председателя Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов внесли на рассмотрение Парламента проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах"".

Законопроект направлен на реализацию прав всех военнослужащих, направлявшихся для выполнения задач в Республику Таджикистан и исполнивших свой долг, но не имеющих документального подтверждения об участии в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей.

С января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 7 ноября 2011 года № 307-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах", которым в раздел III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации включены боевые действия в Республике Таджикистан (в периоды: сентябрь – ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года).

Авторы отмечают, что указанный закон не обеспечивает условия реализации прав всех военнослужащих, направлявшихся для выполнения задач в Республику Таджикистан, по следующим причинам.

По информации, предоставленной Министерством обороны Российской Федерации, в соответствии с Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах" (далее Инструкция), утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 года № 69, права и льготы, установленные указанным законом, предоставляются на основании свидетельства о праве на льготы (удостоверения).

При этом свидетельство (удостоверение) выдается на основании справок архивных учреждений и иных документов, подтверждающих участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств.

В Вооруженных Силах Российской Федерации выдача удостоверения осуществляется в соответствии с Порядком выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 ноября 2009 года № 1177 (далее – Порядок выдачи удостоверений), изданным во исполнение Федерального закона "О ветеранах", постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" и в соответствии с Инструкцией.

Таким образом, в настоящее время для выдачи удостоверения военнослужащим, направлявшимся в Республику Таджикистан, необходимы документы, подтверждающие факты участия в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в Республике Таджикистан.

При этом военнослужащие, направлявшиеся в Республику Таджикистан, выполняли задачи в зоне вооруженного конфликта и условиях чрезвычайного положения. В связи с указанным, документы, подтверждающие участие военнослужащих в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в Республике Таджикистан, Министерством обороны Российской Федерации не оформлялись и военнослужащим не выдавались.

Исключением в данном случае являются наградные листы, представления к награждению государственными наградами и наградами Министерства обороны Российской Федерации, боевые донесения, справки о ранениях, содержащие сведения об участии в боевых действиях.

Вместе с тем внесение изменений в Порядок выдачи удостоверений без внесения соответствующих изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и Инструкцию не представляется возможным в связи с тем, что такие изменения приведут к противоречию ведомственного нормативного правового акта положениям Федерального закона "О ветеранах" и Инструкции.

По мнению Министерства обороны Российской Федерации, для реализации прав военнослужащих, направлявшихся для выполнения задач в Республику Таджикистан, представляется целесообразным рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" в предложенной законопроектом редакции.

Дополнительных расходов федерального бюджета на реализацию указанной законодательной инициативы, по мнению Министерства обороны Российской Федерации, не потребуется.

Комментарий лидера СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ, руководителя партийной фракции в Госдуме Сергея Миронова:

– Снова возникла неразбериха с выдачей удостоверений ветеранов боевых действий (ВБД) тем офицерам и солдатам, которым в 90-х годах выпало оказаться в самом пекле гражданской войны в Таджикистане. 23 тысячи военнослужащих прошли в свое время через эту "горячую точку". Они выполняли воинский долг, рискуя своими жизнями, а нередко и расплачиваясь ими.

Тем не менее, как это ни парадоксально, целых 20 лет понадобилось государству, чтобы официально признать, что Таджикистан времен гражданской войны был территорией, где российские военнослужащие принимали участие в боевых действиях , и что участники тех событий имеют право на ветеранский статус и льготы. Признание этих фактов было зафиксировано поправками к Федеральному закону о ветеранах, вступившими в силу с 1 января 2012 года.

Казалось бы, справедливость была восстановлена. Не тут-то было! Последние месяцы получаю немало недоуменных вопросов от тех, кто прошел горнило таджикских событий. А проблема ведь в сугубо бюрократической казуистике. Поскольку в поправках к Закону о ветеранах законодатели употребили термин "боевые действия", чиновники-формалисты стали требовать, чтобы те, кто претендует на ветеранские удостоверения и льготы, представляли записи в воинских документах о "непосредственном участии в боевых действиях". При этом все, конечно, прекрасно знают, что, когда разыгрывалась таджикская трагедия, никто ни про какие "боевые действия" записей не делал. Такая практика появилась позже. В Таджикистане же, как правило, использовали формулировку "выполнение задач в условиях вооруженного конфликта" или что-то близкое по смыслу. В итоге получилось, что доказать право на ветеранский статус крайне сложно. Пока это удалось единицам. Тем, кто имел ранения или был награжден. А вот тот, кого в тех же боевых операциях обошли и вражьи пули, и отечественные награды, словно ни в чем и не участвовал.

Я считаю, что подобные терминологические издевательства надо прекращать и как можно скорее! Люди оказались в 90-х годах в "горячей точке" вовсе не по своей воле. Они честно выполняли воинский долг, и сегодня уже государство обязано честно выполнить долг перед ними. Что нужно сделать? Во-первых, необходимы уточнения в законодательстве. Раз возникает столько неопределенностей с термином "боевые действия", давайте дадим другую формулу: "выполнение боевых задач в зоне вооруженного конфликта и условиях чрезвычайного положения в Республике Таджикистан". Именно такой законопроект внесен в Госдуму мною вместе с коллегами по фракции "СР" – Н. Левичевым, О. Оганяном и М. Емельяновым еще в сентябре 2012 года.

Во-вторых, надо менять сам порядок выдачи удостоверений ВБД. Дело должно быть поставлено так, чтобы офицерам и солдатам, выполнявшим боевые задачи в Таджикистане (так же, впрочем, как и в других "горячих точках"), не приходилось обивать пороги всевозможных инстанций, доказывая свои законные права. Минобороны, Погранвойска ФСБ, другие силовые ведомства сами обязаны предоставить полные списки тех соединений, частей и подразделений, которые занимались выполнением боевых задач в зоне конфликта, и активно работать по ним. И критерии тогда станут совершенно ясны, и не придется ветеранам боевых действий выступать в унизительной роли просителей. Это не они должны искать правду, а их самих должны разыскивать, информировать, обеспечивать всеми документальными подтверждениями, а затем – приглашать и чествовать, вручая ветеранские удостоверения в торжественной обстановке. На мой взгляд, вот такое решение проблемы было бы правильно как с государственной точки зрения, так и просто с человеческой.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International