Резолюция участников Конгресса депутатов партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ по вопросам состояния системы здравоохранения
см. также ↓Депутатам Политической партии
СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
в Правительство РФ
в органы власти субъектов РФ
в редакции СМИ
б апреля 2013 г.
Московская область
6 апреля 2013 года в Московской области состоялся Конгресс депутатов партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ по теме: "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в борьбе за социальные права".
На Конгрессе присутствовало более 400 делегатов из всех субъектов РФ. Среди них – депутаты Государственной Думы ФС РФ, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов РФ, депутаты представительных органов местного самоуправления, актив партии, представители общественных организаций.
Обсудив состояние и перспективы здравоохранения, качества оказания медицинской помощи гражданам в Российской Федерации, участники Конгресса депутатов партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ отмечают:
проводимая в России масштабная модернизация системы здравоохранения не принесла ожидаемых результатов. Незначительное снижение смертности населения по основным заболеваниям, наметившийся рост продолжительности жизни и увеличение рождаемости являются позитивными показателями, но не могут характеризовать политику государства в области здравоохранения в целом как успешную.
Вызывают беспокойство следующие факты:
– замещение государственного финансирования частным при формальном сохранении государственных гарантий. Введенные изначально как дополнительные, сегодня платные услуги сплошь и рядом замещают виды и объемы помощи, бесплатное оказание которых гарантировано Конституцией РФ, в связи с чем государственные гарантии бесплатной медицинской помощи превращаются в пустые декларации;
– Россия существенно отстает по показателю расходов на медицинскую помощь на душу населения не только от индустриально развитых стран, но и от большинства стран Центральной и Восточной Европы. Доля государственного финансирования в западноевропейских странах составляет 6-8% ВВП, в то время как в России этот показатель составляет 3,7%.
B еще большей степени Россия отстает по конечным показателям результативности деятельности системы здравоохранения, в том числе по показателям здоровья населения, сбалансированности структуры оказания медицинской помощи, справедливости распределения средств (первоочередной помощи наиболее нуждающейся части населения);
– внедрение Министерством здравоохранения России стандартов оказания медицинской помощи тормозится отсутствием ресурсного обеспечения. Финансовая необеспеченность государственных гарантий больнее всего бьет по малообеспеченным группам населения;
– сохраняется существенное неравенство между жителями разных регионов в доступности гарантированной бесплатной медицинской помощи. Серьезные отличия в ее доступности существуют и внутри регионов между жителями областных центров, городов, сельской местности;
– транспортные проблемы, ограниченность ресурсов службы скорой и неотложной медицинской помощи, отсутствие системы санитарной авиации зачастую делают невозможным обеспечение "золотого часа доставки пациента";
– в рамках программы модернизации отрасли массово закрываются муниципальные больницы. При этом значительная часть имущества, используемого для охраны здоровья, передается в собственность регионов, которые зачастую не справляются c расширяющимися обязанностями;
– реформирование первичного звена медицинской помощи привело к ликвидации промышленной медицины, включающей в себя медсанчасти, здравпункты, санатории-профилактории, спортивно-оздоровительные комплексы, центры здоровья, учреждения общественного и диетического питания и др., что сыграло пагубную роль в организации медицинской помощи работникам "вредных" профессий.
– противоречия во взглядах специалистов по ключевым вопросам профилактики наркомании и реабилитации наркозависимых ставит под сомнение выполнение п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", в соответствии c которым Правительству РФ до 1 января 2016 г. поручается завершить модернизацию наркологической службы РФ.
Ключевой проблемой является отсутствие единой общегосударственной концепции и стратегии реформирования и развития здравоохранения как социальной динамической системы защиты и улучшения жизни и здоровья каждого человека и всего населения, сбережения и приумножения человеческого потенциала (капитала) России. Необходимо менять социальную парадигму государства: стимулировать людей к здоровому образу жизни, чтобы было выгодно быть здоровым, a не больным.
Принимая во внимание изложенное, участники Конгресса рекомендуют:
Правительству Российской Федерации:
– создать Координационный совет по проблемам здорового образа жизни c целью разработки и внедрения в образовательные учреждения программ, обучающих здоровому образу жизни, разработки бонусно-штрафных принципов для обеспечения баланса между защитой слабых и стимулами сохранять и укреплять свое здоровье, оптимизации социальной рекламы в СМИ, создания единой стратегии реформирования и развития здравоохранения;
Правительству РФ и органам региональной власти соответственно:
– учитывая, что разрыв между государственными гарантиями бесплатной медицинской помощи и их финансовым обеспечением ведет к нарушению конституционных прав граждан, предусмотреть существенную корректировку принятых бюджетов c целью финансирования стандартов оказания медицинской помощи, рассматривая это как инвестиции в сохранение и развитие человеческого капитала;
Министерству здравоохранения Российской Федерации:
– проработать комплекс мер по налаживанию взаиморасчетов за медицинские услуги с целью формирования системы управления здравоохранением с учетом всех видов медицинских учреждений вне зависимости от форм собственности, ведомственной принадлежности, источников финансирования, (включая бюджеты различных уровней, средства ОМС, ФСС, ДМС, пожертвования, корпоративные программы, и др.), а также территориальной специфики;
– разработать агрегированные критерии и показатели качества работы учреждений здравоохранения по группам, исходя из специфики выполняемых ими функций (амбулаторно-поликлинические; станции скорой помощи; стационары, оказывающие специализированную медицинскую или высокотехнологичную медицинскую помощь, и т.д.). Показатели должны ориентировать персонал в первую очередь, на качественное и оперативное предоставление медицинской помощи населению;
– ежегодно готовить доклад o состоянии здоровья населения и организации здравоохранения на основе докладов субъектов РФ, представляемых в соответствии c п.3 Указа Президента РФ № 598 от 7 мая 2012 г.
Конгресс поручает депутатам партии всех уровней:
– постоянно проводить анализ качества оказания медицинской помощи населению, а также оценивать состояние организации региональной инфраструктуры в сфере здравоохранения с точки зрения всех видов ее доступности. Добиваться участия в подготовке регионального доклада о состоянии здоровья населения;
– подготовить предложения и инициировать перед органами государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований вопрос о совершенствовании системы оказания медицинской помощи населению за счет оптимизации региональной инфраструктуры, улучшения координации и взаимодействия всех звеньев системы здравоохранения, необходимости возрождения промышленной медицины, совершенствования системы взаиморасчетов, независимо от ведомственной принадлежности учреждений;
обеспечить достаточные меры реагирования на обращения граждан, связанные с нарушением их конституционного права на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь (статья 41 Конституции РФ), в том числе путем общественного контроля, а также инициирования органами прокуратуры проверок в целях выявления фактов соответствующих нарушений и привлечения к ответственности виновных лиц.
Председатель Совета Палаты депутатов
Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ,
руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"
в Государственной Думе ФС РФ
С.М. Миронов