Антон Беляков о необходимости освобождения от транспортного налога многодетных семей
см. также ↓19 марта в Госдуме был отклонен в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 358 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (о расширении перечня объектов, не подлежащих обложению транспортным налогом)". Законопроектом предлагалось освободить от транспортного налога легковые автомобили и автобусы, находящиеся в собственности родителей, попечителей, опекунов, приемных родителей троих и более детей. Инициативу представил член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Антон Беляков. Предлагаем вашему вниманию стенограмму выступления:
– Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменения в статью 358 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". О чем речь? Если коротко, речь идет о том, чтобы освободить от уплаты транспортного налога легковые автомобили и автобусы, которые находятся в собственности родителей, попечителей, опекунов, приемных родителей, на обеспечении которых находятся трое и более детей. То есть освободить наши многодетные семьи от уплаты транспортного налога.
Сегодня, по данным Росстата, в России насчитывается около миллиона многодетных семей, сто тысяч из них – это семьи, в которых детей воспитывает только одна мама. Приблизительно 10 тысяч семей – это там, где только один папа. 60 процентов детей в многодетных семьях сегодня проживают в домах без удобств, где отсутствует либо отопление, либо водопровод, либо канализация. 40 процентов многодетных семей испытывают проблемы с обеспечением сезонной одеждой и обувью. Это официальные данные Росстата. Половина многодетных семей не могут приобрести назначенные врачом лекарства в полном объеме. 25 процентов, в каждой четвертой многодетной семье, дети не могут закончить среднюю школу из-за того, что необходимы деньги и необходимо трудоустройство.
Среднедушевой дефицит доходов многодетных семей составляет 44,2 от величины прожиточного минимума. 25 процентов детей в многодетных семьях не могут закончить школу, а значит, они должны пойти работать и зарабатывать деньги. Половина испытывает серьезные бытовые затруднения. Я понимаю, что было бы сейчас очень просто выступить с инициативой: "Давайте начнем финансировать многодетные семьи", и это было бы правильно. Но я же понимаю, что Правительство сейчас скажет: "Денег нет, это невозможно". Поэтому речь идет о том, чтобы, по крайней мере, снизить налоговое бремя, в частности, транспортный налог. Ведь автомобиль для многодетной семьи, это же, что называется, в буквальном смысле не роскошь. Каким образом доставить, представьте себе, трое, четверо, пятеро детей. Их же нужно в школу отвезти, это совершенно другие количества продуктов, которые приобретает семья. Это вот так просто не донесешь в руках.
Сразу же могу вам сказать, для того чтобы упростить дискуссию, что в значительном количестве субъектов Федерации, а именно: Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Амурская, Калужская, Кировская, Липецкая, Мурманская, Нижегородская, Орловская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская область, Челябинская, Ярославская область, Хакассия, Красноярский и Алтайский край, сегодня уже существует нулевая налоговая ставка по транспортному налогу. Фактически дискуссия сейчас идет с комитетом только об одном, давайте будем приветствовать, что субъекты Федерации освобождают многодетные семьи от транспортного налога и дают им нулевую ставку. Или если это бедные субъекты, у них такой возможности нет, не будем на них поддавливать.
Моя позиция и позиция моих коллег заключается в том, что мы должны решить этот вопрос принципиально именно на федеральном уровне. Хватит убегать от проблемы. Мы хотим, с одной стороны, чтобы у нас рождаемость увеличивалась. С другой стороны, сегодня, комитет по делам семьи и женщин не даст соврать, самая бедная часть населения – это семьи, где много детей. Уже не пенсионеры у нас испытывают по-настоящему тяжелые финансовые затруднения. Молодые семьи, где много детей, имеют намного более серьезные проблемы с социально-бытовыми условиями.
Я вместе с моими коллегами из СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ предложил бы поддержать нашу законодательную инициативу. И в качестве примера вам скажу одну бытовую ситуацию. Некоторое время назад мы с моими товарищами просто подарили многодетной семье "Газель". Так вот появилась возможность. Скинулись, купили и подарили. И я столкнулся с тем, что семья многодетная говорит: слушайте, а у нас там транспортный налог аж вот такой вот, мы не в состоянии его платить. Я рассказал об этом другим своим коллегам. И оказалось, что практически каждый из тех, с кем я разговаривал, с аналогичной ситуацией сталкивался или слышал. Я абсолютно уверен, что не только какая-то конкретная партия или в каком-то конкретном регионе подобные истории знают. Ведь помогают и субъекты Федерации, и муниципальные образования, понимая, что нужно транспортом как-то решать вопрос, если речь идет о многодетных семьях.
Во Владимирской области я встречался с семьей, 14 человек. Они ведь в "Жигули" не сядут, и в "ГАЗЕЛЬ" они не сядут. Им надо просто целым автопоездом ездить. И они не в состоянии, даже если вдруг у них такая машина появится, если помогли спонсоры, помогли фонды какие-то общественные, они не в состоянии содержать этот автотранспорт, а он им необходим. Я попросил бы вас, уважаемые коллеги, в данном случае не ставить себе в приоритет позицию, которую видим, и сейчас озвучит комитет. Мол, а что мы? Мы – Государственная Дума. Пусть там субъекты Федерации сами решают, хотят – освободят, хотят – не освободят. Мы в состоянии с вами этот вопрос решить раз и навсегда прямо здесь и прямо сейчас. И дать возможность, если уж мы не в состоянии дать каждому ребенку достаточное финансовое обеспечение, особенно, если речь идет о многодетных семьях, по крайней мере, помочь им выживать, если хотите, освободив их от налогов, которые являются сегодня в значительном проценте случаев просто непосильным бременем. Я прошу вас поддержать нашу законодательную инициативу. Спасибо.