Андрей Озеров: Необходима ревизия законодательства о МСУ и укрупнение местных территорий
см. также ↓На пленарном заседании Госдумы 19 марта от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Андрей Озеров:
– Уважаемые коллеги, недавно мы все в теленовостях видели выступление Путина. Путин обнаружил, что олимпийские объекты в Сочи строятся медленно и очень дорого. Еще раньше в новостях из моей родной Костромской области показали поучительную историю города Шарьи. Там местные власти оценили ремонт моста в 13 миллионов рублей и отказались его ремонтировать из-за недостатка средств. Жители сами собрали деньги и под руководством частного предпринимателя восстановили мост. Ремонт моста обошелся всего лишь в 500 тысяч рублей. Эти две истории о том, как к двум традиционным российским бедам – дуракам и дорогам – добавилась еще одна беда – крайняя неэффективность и неповоротливость государственной машины.
Посмотрим, как у нас формируются бюджетные отношения между городом и районом в границах одного территориального округа, как работает новая модель управления муниципалитетом, так называемые сити-менеджеры; каким новым образом распределяются деньги внутри муниципальных образований и кто за что отвечает? Эти вопросы давно стали проблемными, и касаются они десятков тысяч муниципальных образований и миллионов наших граждан. Считаю, что ответ кроется в итогах муниципальной реформы, которую федеральные власти провели в 2004 году.
Например, наш районный центр Шарью Костромской области в ходе реформы искусственно разделили на два муниципальных образования: собственно, город Шарью (39 тысяч человек) и Шарьинский муниципальный район (11 тысяч человек). Теперь в Шарье работают две администрации: городская и районная. У них есть отдельные сайты в Интернете, укомплектовано два автопарка, избраны и отдельно заседают депутаты городского и районного уровней. Дошло до абсурда: в райцентре появились две пожарные части, потому что не смогли договориться о финансировании одной. При этом противопожарная обстановка качественно не улучшилась, а деньги на содержание двух дублирующих друг друга подразделений исправно отстегиваются из муниципального бюджета. Скромный бюджет Шарьинского района разделили между городом и районом, а расходы на содержание теперь уже двух администраций увеличились почти вдвое. При таком раскладе денег не остается на решение самых острых проблем: бездорожье, нехватка жилья, кадровый голод в медицине и образовании.
Напомню, что одной из главных задач муниципальной реформы по 131-му федеральному закону было приблизить власть к населению, но реформа остановилась на этапе создания муниципальных образований, их число в России выросло более чем в два раза, с 11 тысяч до 23 тысяч. Были созданы все условия для политического сетевого маркетинга, цель которого – обслуживание и проведение предвыборного процесса в заданном направлении. Сегодня мы живем в XXI веке, с помощью современных средств связи и коммуникаций, Интернета, факсов и другой оргтехники управлять территорией стало гораздо проще. Новейшие гаджеты позволяют передавать большие объемы оперативной информации, контролировать процессы в автоматическом режиме. То, что делали в Советском Союзе пять чиновников, сегодня может сделать один.
Министерство регионального развития, "нарезав" новые муниципальные образования, не перешло к следующему этапу реформы – к бюджетированию муниципалитетов. Властные полномочия на местный уровень передали, а деньги нет. На муниципальный уровень передали только долги. Дальнейшее проведение реформы отдали на откуп субъектам России, которые сами на 60 процентов являются дотационными. И региональные власти боятся передать на местный и муниципальный уровни реальные полномочия и финансы, опасаясь возможной потери их управляемости. А недоверие, как известно, не может породить ответственность. Многочисленные чиновники в муниципалитетах, кто по дурости, а кто по злому умыслу, нередко используют бюджетные деньги с оглядкой только на собственные нужды. И такая плачевная ситуация наблюдается сегодня по всей стране.
При этом федеральным властям в лице "Единой России" выгодно игнорировать все упущения муниципальной реформы, которая наплодила огромную армию местных чиновников. Они все в подавляющем большинстве стали членами правящей партии, а значит, ее избирателями, получателями солидных зарплат, премий и социальных льгот. Власть вырастила лояльный класс чиновников, мелких и не очень. Демонстрацией их лояльности стали последние выборы губернаторов, где без сбоев сработал пресловутый муниципальный фильтр. Теперь эти же чиновники проводят для себя местные выборы, выборы Государственной Думы и Президента. Я предполагаю, что Правительство уже понимает эту проблему и готово ее решать. Но надо учесть, что возникает и другая проблема: чиновники, которые попадут под сокращение, будут всячески сопротивляться новой реформе, для них процесс укрупнения администрации будет смерти подобен, ведь они потеряют не только пригретые места, но и хорошие зарплаты, льготы и статус. Поэтому сейчас главная проблема для чиновников на местах – это удержание власти.
Я считаю, что в этой ситуации необходимо принять жесткое политическое решение: мы должны сократить число муниципальных служащих, чтобы остались только те, кому действительно можно доверять, кто сможет решать проблемы на местах оперативно и качественно и не будет думать только о пополнении собственного кармана. Сегодня в стране работает новый продукт муниципальной реформы, так называемые сити-менеджеры, но параллельно с ним, выступая ненужным дублером, работает и старая администрация. В результате городом фактически управляют две равновеликие единицы: глава города и глава администрации города. Вместо того чтобы с удвоенной силой решать наболевшие проблемы населения, эти чиновники занимаются популизмом, конкурируя между собой, пускают населению пыль в глаза, неэффективно расходуют скромные финансовые средства местного бюджета, наперегонки пиарятся по всем фронтам. Эффект от их непосредственной деятельности для местных жителей равен нулю. А горожане не понимают, к кому обращаться за решением своих проблем.
Сегодня органы местной власти не могут самостоятельно реализовывать стратегию экономического развития и решать насущные проблемы населения, потому что в большинстве своем нет полноценной доходной базы, чтобы пополнить местные дотационные бюджеты, целиком зависимые от бюджета субъекта. Огромные средства идут на содержание аппарата чиновников. На поселковом уровне это доходит до 90 процентов в бюджете, а иногда он "съедается" практически полностью. Для чего, спрашивается, существуют эти поселковые администрации? Получается, только чтобы обслуживать самих себя и будущие очередные выборы? Их наличие не приносит никакой пользы местным жителям. Ко мне недавно обратились депутаты города Нерехты Костромской области. В результате муниципальной реформы без учета мнения населения их город был преобразован в городское поселение в составе муниципального района. Основные средства аккумулируются в бюджете муниципального района, в то время как основная часть налогов собирается в городе. Как следствие, произошло резкое снижение уровня жизни всего городского округа, в котором проживает 2/3 всего населения.
Если мы действительно хотим добиться устойчивого развития российских регионов, сделать государство эффективным, то мы обязаны по-новому взглянуть на итоги муниципальной реформы. Я уверен, что реальный способ решения проблемы Нерехты, о которой я говорил выше, – это оптимизация полномочий и межбюджетных отношений администраций города и района путем объединения их в одну административную единицу с одновременным сокращением штата. При объединении не только сократятся расходы на оплату труда муниципальных служащих и содержание муниципальных административных зданий и помещений, но повысятся скорость и качество принятия решений. А сэкономленные средства пойдут на решение насущных вопросов местного значения. Но самое главное, я еще раз хочу обратить внимание, что сузив круг ответственных лиц, мы избежим дублирования работы администраций и увеличим скорость принятия управленческих решений. То, что вчера не смогли сделать главы двух администраций, сегодня сможет сделать один.
Уже понятно, что 131-й закон не подразумевает развития муниципальных образований, и не для этого он вообще принимался. Поэтому предлагаю провести ревизию законодательства о местном самоуправлении, проанализировать экономические расчеты и начать процесс реорганизации местных территорий по их укрупнению. На примере нашей столицы видно, что экономически сильная Москва фактически поглощает часть территории Московской области. Может, не стоит кроить новые муниципальные образования и распылять финансовые средства, а сразу образовать Большую Москву, включив в нее всю Московскую область? Так же предлагаю поступить и при объединении между собой в первую очередь административных центров регионов, присоединяя к областному центру его пригород.
С этой трибуны я обращаюсь к Правительству с предложением наделить глав субъектов Российской Федерации дополнительными полномочиями по объединению между собой городских и районных муниципальных образований внутри регионов. Этот шаг приведет государство, безусловно, к более эффективному управлению и экономическому развитию. Будет запущен реальный механизм развития местного самоуправления. Я уверен, что медлить и откладывать на потом решение этого вопроса нельзя, потому что ситуацию, которая сложилась сегодня на региональном уровне в системе местного самоуправления, иначе как бардаком и хаосом власти назвать нельзя. Если ничего не делать в сложившейся ситуации, то ничего хорошего в ближайшем будущем нас не ждет.