Сергей Миронов: Образование – не услуга, которую покупают по сходной цене, а фундамент науки, экономики, здорового общества
см. также ↓Лидер партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель фракции "СР" в Государственной Думе Сергей Миронов предлагает более серьезно оценить предложения СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ по оздоровлению отечественного образования:
– Образование – это не просто обучение. Образование включает в себя, наряду с обучением, еще и воспитание человека, а также его социализацию, подготовку к жизни в обществе. С увеличением объема информации, роль образования стремительно возрастает. Оно должно не только снабдить человека некой суммой знаний и навыков, но и научить самостоятельно мыслить, принимать решения в наш стремительный век. А что происходит с нашим, российским образованием сегодня? Осознает ли общество и власть его растущую роль?
Я – неисправимый оптимист и мне очень хотелось бы сказать "да". Но оптимизм должен основываться на реалиях, на знании тенденций развития, а они говорят не в пользу утвердительного ответа. Пока сфера образования напоминает многим если не поле битвы, то, по меньшей мере, лабораторию для опытов или даже полигон для испытания оружия массового оглупления. В чем причина такого резкого поворота? Ведь Советскому Союзу было чем гордиться в этой области, и это нельзя не признать. Фразу Кеннеди о том, что "русские выиграли войну за космос еще за школьной партой" мы всегда повторяли с гордостью – правда, сейчас она грозит стать не более чем просто историей. Наши специалисты в области целого ряда наук высоко ценились на Западе, и на них шла настоящая охота. А еще было главное: продуманная система образования и выверенная система оценки полученных знаний.
Есть ли она сейчас? Думаю, что как раз и происходит ее разрушение. Судите сами. На что нацелена система ЕГЭ? На проверку знаний? Ничуть! Она нацелена на выбор ответа, к которому ученика готовят, не столько прививая знания, сколько натаскивая на ответ. Что стоит за пресловутыми ФГОСами – федеральными государственными образовательными стандартами? Однобокость образования, которая со временем неизбежно приведет к утрате общегосударственного интеллектуального и образовательного капитала – главного богатства грядущих десятилетий и даже веков. К чему привело введение "вилки" бакалавриат-магистратура, мы уже знаем: большинство потенциальных работодателей морщат лоб, глядя на диплом бакалавра, тщетно силясь понять, кто же это хочет прийти к ним работать – готовые, образованные специалисты или недоучки? А повальная платность образования? А "замечательные" – в кавычках, разумеется, – рекомендации, что читать учащимся? А недостаточное количество бюджетных мест, отсекающее от возможности учиться тысячи способных, но малообеспеченных ребят?
Нет, с нашим образованием все не слава Богу. И не только из-за тех промахов, которые допускает Минобрнауки, слепо копируя принципы Болонских соглашений, добавляя к ним доморощенные непрофессиональные рекомендации. Образование теряет одно из главных своих качеств: оно утрачивает способность "учить учиться", способность давать людям основу для продолжения самообразования, для самосовершенствования.
Когда полтора десятилетия назад все с упоением произносили модное тогда словосочетание "рыночная экономика", всем представлялась замечательная картина: государство с сильной экономикой, с высоким уровнем конкуренции, что обеспечивает высокую производительность и высокое качество предлагаемых товаров и услуг. Но со временем при попустительстве власти и усилиями непрофессиональных и недобросовестных чиновников товаром стало слишком многое, в том числе образование. А рынок в этой сфере может обернуться катастрофой для нашего будущего. Так что с вопросом "Кто виноват?" для меня лично все ясно. Готов ответить и на второй – "Что делать?": пока не поздно прислушаться к мнению профессионалов, экспертов в области образования. И еще раз более серьезно оценить предложения СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ:
• Сделать сдачу ЕГЭ добровольной и отменить его как всеобщую форму аттестации выпускников школ и вступительного экзамена в вуз;
• В области высшего профессионального образования – не допустить перевода магистратуры на платную форму обучения;
• Увеличить количество бюджетных мест в вузах;
• Поднять размер стипендий до уровня социального стандарта потребления;
• Возродить систему профтехобразования;
• Создать Министерство образования, управление которым будет поручено человеку с педагогическим образованием!
Я не буду перечислять все предложения, сформулированные нашей Партией в ее программе. Надеюсь, что перечисленного достаточно, чтобы понять, насколько серьезно мы подходим к вопросу оздоровления системы образования в нашей стране. Если не сделать этого в кратчайший период, речь будет идти уже не об оздоровлении, а о спасении образования. В завершение еще раз скажу: образование – не услуга, которую покупают по сходной цене, это – фундамент науки, экономики, здорового общества. Фундамент нашего будущего и будущего наших детей.
По материалам источников: Блог Сергея Миронова