О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 21 июня 2023 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Василий Швецов: Для помощи горнорудной промышленности нужны усилия исполнительной и законодательной власти

18 декабря 2012

 см. также ↓

Совсем недавно при Комитете Государственной Думы РФ по промышленности был создан Экспертный совет по законодательному обеспечению модернизации и развития металлургической и горнорудной промышленности. Сам факт его создания свидетельствует о том, что в этом секторе экономики накопилось немало проблем. О наиболее важных из них рассказывает председатель Экспертного совета при Комитете ГД по промышленности, депутат Государственной Думы, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Василий Швецов.

– Как можно охарактеризовать современное положение на мировых рынках минеральных и сырьевых ресурсов? В какой степени влияют рыночные тенденции на развитие горнорудной промышленности страны?

– Именно эти вопросы мы рассматривали в начале октября на заседании Высшего горного совета НП "Горнопромышленники России" в Перми. Хочу сразу отметить, что Правительство РФ предприняло ряд мер по преодолению последствий кризиса 2008–2009 годов и обеспечению развития сырьевых отраслей. В результате эти меры позволили увеличить в 2011 году добычу угля на 4%, нефти – на 1,2%, растут объемы добычи отдельных видов металлических руд, других полезных ископаемых. Однако развитие отрасли, а соответственно, и укрепление экономики страны в условиях нахождения в ВТО требует не только увеличения добычи природных ресурсов, но и максимального увеличения объемов внутренней переработки этих ресурсов, более эффективного их использования.

А это значит, что необходимо серьезно повышать технологический уровень, снижать материальные издержки при добыче и использовании природно-ресурсного потенциала, обеспечивать сохранение его воспроизводящих возможностей, а также возобновлять полномасштабную геологическую разведку.

С одной стороны, горнопромышленный комплекс испытывает те же проблемы, что и остальные отрасли экономики: необходимость серьезной модернизации и реструктуризации, нехватка квалифицированного персонала, тарифы монополий, коррупция... Но в то же время позиции горно-промышленного комплекса более уязвимы, так как его продукция в полной мере может быть востребована в условиях полноценно работающей в целом экономической системы.

Вместе с тем в текущем году ряд новых факторов стал оказывать негативное воздействие на сырьевой комплекс. На мировом рынке происходит сокращение спроса, изменения в структуре потребления сырьевых товаров, снижение цен, в том числе в основных секторах российского экспорта. Например, цены на черную руду снизились в 2 раза, прежде всего из-за снижения спроса со стороны Китая, а цена на коксующийся уголь упала с 225 долл. До 114 долл. Негативные сдвиги происходят на рынках металлов. Потенциал отрицательных изменений нарастает на рынках газа и нефти. На сырьевых и энергетических рынках появились новые игроки, владеющие высокопроизводительными технологиями, которым российские компании проигрывают конкурентную борьбу из-за низкой эффективности своей работы. К тому же ряд стран прибегает к созданию налоговых льгот и действенных финансовых стимулов для поддержки собственных производителей. В итоге все это ведет к обострению конкуренции на традиционных рынках сбыта российских компаний, уменьшению ими объемов экспорта и к сокращению производства на ряде предприятий страны.

– Рост транспортных тарифов, цен на электроэнергию также, наверное, можно считать негативными факторами?

– Конечно. Эти процессы являются серьезным препятствием для сохранения российской доли мирового рынка сырья. Потому хотя бы, что, например, в цене энергетического угля расходы на транспорт и электроэнергию составляют сегодня почти 60% и с учетом портовых сборов за перевалку угля значительно превышают тарифы в Австралии и США. Более того, экспертная оценка работы ОАО "Российские железные дороги" показывает, что при сохранении темпов реконструкции железнодорожной инфраструктуры перевозка планируемых объемов ряда сырьевых ресурсов на экспортных направлениях уже в ближайшей перспективе будет существенно затруднена. Это, согласитесь, может стать очень серьезным препятствием в работе многих предприятий горнорудной промышленности. Причем речь идет не об отдаленном будущем.

Вопрос тарифов на железнодорожном транспорте сегодня особенно актуален в связи с тем, что перспективы добычи руды, угля, газа, нефти связываются с Уралом, Сибирью, Дальним Востоком. Учитывая это, важно отработать вопрос дифференциации стоимости перевозок.

Зачастую так же необоснованным является рост тарифов на электроэнергию и другие монопольные продукты. Вступление в ВТО возбуждает аппетиты естественных монополий, желающих приравнять цены монопольных продуктов внутри страны к мировым, без учета особенностей –территорииальных, климатических.

– Наверное, на ситуацию можно повлиять налоговыми мерами, предоставлением доъбывающим предприятиям ряда льгот, преференций?

– Введение Правительством РФ дифференцированных ставок НДПИ для ряда месторождений нефти и сортов угля сыграло положительную роль в наращивании добычи. В январе текущего года правительством была принята долгосрочная программа развития угольной отрасли на период до 2030 года с общим объемом финансирования свыше 3,5 трлн рублей. С целью решения задач данной программы формируются конкретные проекты поэтапного развития соответствующих направлений, реализуемых при объединении усилий и разделении ответственности государства и бизнеса.

Сфера ответственности государства включает в себя совершенствование законодательной, нормативно-правовой базы эффективного функционирования и модернизации производства, обеспечение должного надзора и создание благоприятного инвестиционного климата.

Сфера ответственности бизнеса включает активное выдвижение и реализацию проектов модернизации производства, обеспечение промышленной безопасности и охраны труда, выполнение социальных обязательств.

К сожалению, ныне действующая система налогообложения в стране не стимулирует собственников на внедрение новейших технологий, рациональное использование природных ресурсов, в том числе разработку малых и средних месторождений нефти и газа, других видов ценного сырья.

В усилении государственной поддержки особенно нуждается освоение новых перспективных месторождений в труднодоступных районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока, Якутии, где предстоит создавать дорогостоящую инфраструктуру.

Есть и другие проблемы, также достаточно серьезные. В частности, в глубоком реформировании нуждается система подготовки горных специалистов. Острый недостаток менеджеров технических профессий негативно отражается на развитии и безопасности горнодобывающих производств.

Эти и ряд других нерешенных проблем существенно сдерживают развитие отечественного горного бизнеса.

Здесь нужно учитывать, что, по прогнозам экспертов, радикальные изменения на мировом рынке минерального сырья носят долговременный характер. Поэтому сохранение действующей системы налогообложения и госрегулирования в стране может привести к закрытию целого ряда крупных и средних горных предприятий, сокращению занятости, снижению доходов населения. Следствием может стать падение совокупного внутреннего спроса, являющегося важнейшим стабилизатором экономики страны. То есть последствия могут быть тяжелыми.

– Понятно, что перспективы достаточно тревожные. Что делать?

– Особое внимание нужно обратить на вопросы повышения производительности труда, снижения издержек производства.

Необходимо ускорить создание в стране целостной нормативно-правовой базы инновационной деятельности, решить вопрос о списании на себестоимость продукции и освобождении от налогов затрат компаний на НИОКР, создать более благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций в разведку и освоение новых месторождений.

Нужно решить проблему с железнодорожными перевозками, принять меры по стабилизации тарифов на перевозку минерального сырья и развитию транспортной сети. При этом развивать ее следует обязательно с учетом освоения новых месторождений в Сибири и на Дальнем Востоке.

Что касается налоговой политики, то, прежде всего, следует ввести налоговые льготы для разработки и производства новейшего оборудования для горной промышленности. К сожалению, пока отечественное горное машиностроение не удовлетворяет потребности горнодобывающей промышленности в производстве современного оборудования, машин и новых технологий. На большинстве предприятий, добывающих руды цветных металлов, практически не встретить отечественное подземное оборудование. Большой объем импортного оборудования и в угольной отрасли. В связи с чем особенно актуальным является вопрос развития отечественного горного машиностроения.

Необходимо предусмотреть для научно-исследовательских работ в минерально-сырьевом секторе экономики систему стимулов в виде налоговых кредитов и специальных ставок, а также обеспечения прямых государственных закупок для внутреннего рынка.

Многое зависит от федеральных органов власти. Министерству экономразвития России и Министерству финансов России с привлечением профильных министерств и ведомств, на мой взгляд, необходимо подготовить и внести в Правительство РФ предложения о предоставлении льгот по уплате НДПИ горными компаниями при освоении месторождений твердых полезных ископаемых в труднодоступных и отдаленных районах. При этом целесообразно учитывать затраты пользователя недр на создание необходимой социальной и иной инфраструктуры. Средства для этого нужны немалые.

Также с участием представителей бизнес-сообщества необходимо разработать и ввести комплекс мер по стимулированию создания малых предприятий для освоения малых и средних месторождений, включая разработку для них налоговых льгот. Обязательно нужно упростить существующие сегодня длительные многоуровневые процедуры получения согласований, разрешений, экспертиз при оформлении земельных участков для строительства новых горных предприятий и внешних подъездных путей.

Очевидно еще одно: для решения накопившихся проблем нужно объединить усилия исполнительной и законодательной власти, экспертного сообщества, отраслевых объединений бизнеса. Задачи стоят серьезные, и справиться с ними можно только сообща.

По материалам источников: Журнал "Промышленник России"

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International