Председатель Совета Саратовского регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Саратовской областной Думе Зинаида Самсонова выступила с критикой нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС):
– Хочу напомнить, что партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ была категорическим противником принятия Федерального закона № 83, который изменяет статус бюджетных учреждений социальной сферы, в том числе сферы образования.
Дело в том, что теперь будет финансироваться только определенная часть услуг в области образования. А другую часть необходимо зарабатывать самим, с учетом количества учеников. Негативно это отразится, в первую очередь, на школах, которые расположены в сельской местности, отдаленных городских районах, где может быть неполный комплект учеников.
Еще одна острая проблема – низкая заработная плата учителей. Все отдано на откуп руководства образовательных учреждений. Существенная часть зарплаты стимулирующая, которая должна зависеть от достижений учителя, на самом деле, зачастую, зависит от отношения к нему администрации (лично директора школы).
Чтобы получить среднюю зарплату по экономике, учителю нужно иметь нагрузку в две ставки, а это 30-35 часов в неделю, что делает неэффективной работу учителя: его психологическая нагрузка слишком велика. В связи с этим учителя зачастую формально относятся к ведению своего предмета.
Возросли субъективизм в оценке труда учителя, бюрократическая волокита по оформлению различных документов. По новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) учителя должны вести электронные журналы и дневники, что отнимает массу времени.
По новым стандартам во главу угла ставится вопрос о воспитании духовно-нравственного человека, гражданина. Это правильно, но на самом деле учителя еле успевают научить школьников считать, читать, писать; среднее и старшее учительское звено школы успевают только "натаскать" учеников к предстоящим тестам ГИА (государственная итоговая аттестация в 9-х классах) и ЕГЭ (единый государственный экзамен): от результатов зависит стимулирующая часть зарплаты учителя.
Кружки по различным направлениям в школах практически отсутствуют: часы "отдают" не учителям-кружковцам, а педагогам, которые, по мнению администрации, заслуживают поощрения. Существующая система дополнительного образования по мнению специалистов, тоже порочна: из-за недостатка средств, они часто существуют на родительские средства, состояние клубов и дворцов творчества оставляет желать лучшего.
Аттестация учителей, которая проходит раз в пять лет, стала настоящим испытанием: набрать необходимые баллы на первую или высшую категорию очень сложно, так как учитывается только областной, региональный и всероссийский уровень олимпиад, конкурсов, проектов. В результате одни учителя переходят на другой уровень, без категории; другие уходят на пенсию сразу по возможности ее получения, не перерабатывая стажа; молодые учителя из-за больших нагрузок, психологического давления и мизерных заработков, поработав непродолжительное время в школе, просто уходят. Отсюда отсутствие преемственности.
Убеждена, что практика отхода от прежней системы финансирования учреждений образования порочна. Более того, полагаю, что учителя должны быть отнесены к категории государственных гражданских служащих, с соответствующей этой категории оплатой труда. Перевод оценки работы учителя на коммерческие рельсы, на рыночные оценки – это, на мой взгляд, дискредитация высокого звания Учителя.
Считаю, что наше образование, наши учителя нуждаются в незамедлительной защите и поддержке не на словах, а на деле.