О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Анатолий Аксаков о государственной денежно-кредитной политике

21 ноября 2012

 см. также ↓

21 ноября в Госдуме был рассмотрен проект постановления "Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и на период 2014 и 2015 годов". От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил член Комитета Госдумы по финансовому рынку, член Президиума Центрального совета партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Анатолий Аксаков:

–Уважаемые коллеги! Вот с этой трибуны представители нашей фракции неоднократно говорили о необходимости проведения мягкой курсовой политики, и в этом году мы с вами на практике смогли убедиться в правомерности этих предложений. Буквально неделю назад мы с вами рассматривали новые параметры бюджета на текущий год, и министр финансов объявил: благодаря тому, что курс рубля оказался ниже на два пункта, бюджет получил дополнительно 400 миллиардов рублей. Очевидно, что он эти деньги получил, в том числе, благодаря "смягчению" рубля и поддержке нашей отечественной экономики. Мы считаем, что Центральный банк должен последовательно эту политику продолжать. Конечно же, не заигрываясь, но при этом проводить более мягкую курсовую политику, одновременно поддерживая и российский бюджет, и наших производителей.

Здесь уже много раз говорилось о том, что в условиях ВТО это один из инструментов, который позволяет поддерживать конкурентоспособность отечественного производства. Но надо отметить, что ослабление рубля произошло в первом квартале текущего года, а инфляция в тот период была в годовом исчислении на уровне 4 процентов. Скачок инфляции в этом году произошел после повышения тарифов на услуги естественных монополий во второй половине текущего года. Здесь уже много раз говорилось, что у нас инфляция в значительной степени имеет немонетарные корни.

О длинных ресурсах. При рассмотрении Соглашения о вступлении России в ВТО многие говорили о том, что необходимо обеспечить наши предприятия длинными ресурсами. При этом надо иметь в виду, что Федеральная резервная система США, Европейский центральный банк, азиатские, южноазиатские страны постоянно подпитывают экономику длинными ресурсами. ФРС, например, выкупают десятилетние и даже более длинные ресурсы, инструменты на рынке, для того чтобы направить деньги для поддержания своего народного хозяйства. Я считаю, что Центральный банк тоже должен идти в этом направлении. Мы с коллегами Михеевым и Выборным подготовили и внесли на рассмотрение в Госдуму законопроект, предусматривающий предоставление права Центральному банку рефинансировать не до года, а на более длительные сроки. И в кулуарах многие депутаты, независимо от фракций, поддерживали эту идею. Но, к сожалению, уважаемые друзья, я хотел бы вас проинформировать, что готовится отрицательное заключение на это предложение.

Это только право. Оно может быть реализовано, если дадут хорошее обеспечение Центральному банку, которое ему понятно, и, соответственно, это обеспечение будет не рисковым. И в связи с этим работа по стандартизации кредитных продуктов должна вестись под эгидой ЦБ. Рынок должен участвовать в этом процессе. Но эти стандартизированные продукты должны быть понятны Центральному банку, чтобы их принимать в обеспечение при предоставлении соответствующих ресурсов.

По процентной ставке. Естественно, было неожиданным повышение ставки рефинансирования в сентябре на 0,25 процентных пункта. Непонятно. Ставка рефинансирования США 0,25 при инфляции почти 3 процента. То же самое в Европе. В Сингапуре инфляция 5 процентов, а ставка рефинансирования 0,5 процента. В Японии вообще нулевые ставки. Если говорить о развивающихся странах, то в Индии ставка рефинансирования в два раза ниже, чем уровень инфляции. В Южной Африке ставка рефинансирования и уровень инфляции сопоставимы. Почему мы не равняемся на эти страны, для того чтобы давать сигналы по ставкам и, соответственно, влиять на процесс? Непонятна ситуация, когда при профицитном бюджете Минфин занимает деньги на рынке. У него и так есть деньги для финансирования всех программ. Естественно, это создает дефицит, в том числе благодаря вот такой политике. Напряжение на рынке в два раза увеличило процентные ставки.

Поэтому я прошу здесь скоординированно проводить политику не только по размещению, ведь размещаются уже дорогие деньги, а по тому, чтобы не изымалась ликвидность с рынка: она бы тогда работала в кредитных организациях и деньги были бы дешевле. Потому что дефицит – это всегда рост.

Еще одно направление, и оно в задачах Центрального банка, – поддержка малых и средних банков регионов. Сегодня говорили много о крупном бизнесе, но он закредитован. И торможение кредитования реального сектора, в том числе крупного сектора, связано с тем, что положение в нем не так уж хорошо. А малый и средний бизнес поворотлив, он работает, в основном, с малыми и средними банками. Ужесточения, которые сейчас осуществляет ЦБ на системообразующие банки, могут действительно системно повлиять на нашу финансовую систему. А вот для малых и средних я бы, наоборот, проводил более мягкую политику. И, конечно же, давал возможности рефинансироваться для того, чтобы они этими ресурсами кредитовали малый и средний бизнес, а значит, позволяли нашей экономике выкарабкиваться из непростого положения.

О "Базеле". Я знаю, что сейчас готовятся поправки в законопроект о консолидированном надзоре, который принят в первом чтении, по реализации решения базельского комитета. Не делайте этого. Не надо спешить с этим, надо очень внимательно смотреть. Я встречался с коллегами из США, они говорят, что не будут спешить с "Базелем-3" и даже с "Базелем-2". Надо смотреть, как это работает в Европе, в других странах, как это скажется на финансовой системе. И только после этого реализовывать отдельные положения этого документа. Не надо спешить с ужесточением, особенно по ликвидности, потому что ситуация и так непростая.

Я хотел бы в заключение своего выступления выразить, с одной стороны, благодарность от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" за то, что ЦБ некоторые наши рекомендации (например, по курсовой политике) в этом году реализовывал; с другой стороны, выразить надежду, что Центральный банк в своей работе будет и дальше учитывать наши предложения. Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International