Государственная Дума отклонила законопроект СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ о введении госмонополии на производство и оборот этилового спирта
см. также ↓20 ноября Государственная Дума отклонила в первом чтении проект федерального закона "О государственной монополии на производство и оборот этилового спирта", внесенный в октябре прошлого года руководителем фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Сергеем Мироновым, Председателем партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Николаем Левичевым, депутатами Михаилом Емельяновым и Федотом Тумусовым.
Как отмечали авторы законопроекта, действующая в настоящее время система государственного регулирования не в полной мере обеспечивает надлежащий уровень контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Ситуация осложняется тем, что уровень потребления алкоголя в нашей стране неуклонно растет.
По мнению экспертов, по меньшей мере 5 млн. человек в нашей стране страдают хроническим алкоголизмом, регулярно потребляют алкоголь 40% работающих граждан. Около 40 тыс. человек ежегодно умирают от алкогольной интоксикации, еще сотни тысяч – от сопутствующих алкоголизму болезней. "При этом во многих случаях такие негативные последствия связаны с употреблением некачественного алкоголя. Специалисты указывают, что около половины потребляемого в стране алкоголя производится нелегально", – подчеркивали авторы в пояснительной записке. Помимо этого, заявляли депутаты, нелегальное производство и оборот спирта приносят значительный ущерб экономике России.
"В целях защиты здоровья людей, эффективной борьбы против массовой алкоголизации населения и обеспечения экономических интересов страны требуется качественно новая система государственного контроля за деятельностью в рассматриваемой сфере. Как представляется, указанные цели могут быть достигнуты только в условиях государственной монополии на производство и оборот этилового спирта", – убеждены Сергей Миронов, Николай Левичев, Михаил Емельянов и Федот Тумусов. В этой связи депутаты предлагали ввести с 1 января 2013 года государственную монополию на производство и оборот этилового спирта.
Законопроект предусматривал общее требование, согласно которому с 1 января 2013 года деятельность по производству и обороту этилового спирта должна была осуществляться только организациями, в уставном капитале которых доля участия РФ составляет более 50%. Порядок осуществления указанной деятельности, а также перечень организаций, имеющих право ее осуществлять, предлагалось определить Правительству РФ. Данные организации, по замыслу авторов законодательной инициативы, необходимо освободить от необходимости лицензирования соответствующих видов деятельности. Кроме того, Правительству РФ в течение 2012 года предписывалось принять решения и осуществить меры, направленные на введение с 1 января 2013 года государственной монополии.
"Как представляется, введение государственной монополии в указанной сфере будет способствовать обеспечению экономических интересов страны и усилению защиты здоровья населения России в целом", подчеркивали депутаты.
Однако Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рекомендовал нижней палате отклонить законопроект, аргументируя это тем, что введение госмонополии на производство и оборот этилового спирта одновременно должно сопровождаться повышением эффективности госконтроля за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. "Однако в проекте закона отсутствуют нормы, предусматривающие осуществление госконтроля за объемами производства, поставки и закупки этилового спирта", – отметили в Комитете. Там также опасались, что его принятие может повлечь рост нелегального производства и оборота спирта, что не только не будет способствовать достижению снижению контрафакта и алкоголизации населения, но и повлечет нанесение ущерба экономическим интересам государства.
Правительство РФ также не поддержало законопроект, обращая внимание на отсутствие в нем положений, регулирующих порядок организации деятельности по производству и обороту этилового спирта при введении госмонополии, особенности правового положения субъектов права в данной области, механизм введения госмонополии на производство и оборот этилового спирта и компетентность контролирующих органов.
Правительство также посчитало, что реализация законопроекта в данной редакции может привести к ограничению конкуренции и предпринимательства на алкогольном рынке, установлению монопольно высоких цен на этиловый спирт и созданию предпосылок для снижения его качества и безопасности. Кроме того, введение госмонополии на производство и оборот этилового спирта потребует значительных затрат федерального бюджета, связанных с необходимостью приобретения государством контрольного пакета акций организаций, отмечалось в официальном отзыве Правительства РФ.
В итоге законопроект был отклонен Государственной Думой в первом чтении.
Законопроект о государственной монополии на производство и оборот этилового спирта