О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Валерий Гартунг: После вступления в ВТО с российского рынка началось вытеснение отечественных производителей

20 ноября 2012

 см. также ↓

20 ноября на пленарном заседании Госдумы от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с пятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Валерий Гартунг:

– Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Сегодня прошло почти 90 дней с момента вступления России в ВТО, и хотелось бы подвести некоторые итоги и посмотреть, в каком положении мы находимся. Когда мы принимали решение о присоединении России к ВТО, было много в этом зале высказано претензий к действиям Правительства, и Правительство обещало предпринять комплекс мер по адаптации российской экономики после присоединения к ВТО. Но давайте рассмотрим ситуацию на сегодняшний день, где мы находимся. Европейская экономика сегодня впадает в рецессию и ее избыточные мощности, особенно в обрабатывающих отраслях, выпускают продукцию, которая, не находя спроса в Европе, устремляется в Россию. После вступления в ВТО этот процесс нарастает, и с российского рынка вытесняются отечественные производители особенно готовой машиностроительной продукции. С другой стороны, из Китая, а теперь еще и из Индии, в Россию увеличивается импорт комплектующих и компонентов, уничтожая остатки рабочих мест в обрабатывающих отраслях, в том числе, в ВПК. И без того слабые экспортные возможности российских обрабатывающих отраслей тают на глазах. Примерно с мая этого года наблюдается сокращение заказов во всех без исключения обрабатывающих отраслях.

Уважаемые коллеги, я думаю, что я говорю о том, что сегодня волнует большинство сидящих в этом зале, поэтому попрошу внимания, немножко, потише. В декабре большинство предприятий, которые уже летом простаивали, планируют остановку в декабре и в январе; ожидается частичная или полная остановка многих машиностроительных предприятий. Усилия, предпринимаемые Правительством по поддержке промсборки с последующим увеличением локализации в автопроме, спасти ситуацию не способны, даже в автопроме. В лучшем случае это приведет к тому, что взамен производства автомобилей полного цикла российского образца иностранные производители создадут штамповку, сборку, сварку и покраску кузова. При нынешнем уровне автоматизации это создаст минимум рабочих мест. Если кто видел финишные операции в автосборочных производствах, там практически нет людей, и никаких миллионов рабочих мест это нам не принесет. А основные производства, создающие добавленную стоимость и рабочие места, такие как кузнечное, литейное производство, производство штампов, пресс-форм, обработка металлов резанием, термообработка, производство узлов и агрегатов, коробок передач, осей, мостов, двигателей, всевозможного оборудования, производство прессов, и так далее – все это будет завозиться из Китая и Индии, Европы. А теперь, после отмены поправки Джексона-Вэника, и из США. И все это происходит именно сейчас, а мы радостно вступили в ВТО, открыв свои рынки иностранным производителям, ничего не получив взамен.

Что же нужно делать, чтобы радикально изменить эту ситуацию? Сегодня в этом зале мы, не сговариваясь с КПРФ, подняли одну и ту же тему, но я пойду немножко дальше описания ситуации и предложу конкретный план действий, что же нужно сделать в этой ситуации, чтобы изменить ее. Прежде всего, мы предлагаем принять государственную программу развития обрабатывающих отраслей. Цель программы – увеличение переработки сырья внутри страны, наращивание экспорта продукции более высоких переделов. Это позволит, во-первых, создать миллионы высококвалифицированных рабочих мест, увеличить инвестиции, в том числе иностранные, в российскую экономику, позволит догнать по темпам роста ВВП Китай.

Основное содержание программы. Я остановлюсь, разделю ее на две части. Первая часть. Это содержание мероприятий, которые нужно принять. И вторая часть. Это так называемая маршрутная карта, в какой последовательности ее нужно внедрять.

Прежде всего, нужно устранить причины, препятствующие росту экспортных возможностей российских обрабатывающих отраслей. Первое. Это доступ к инвестициям и их стоимость. Нужно создать Роспромлизинг, по аналогии с Росагролизингом, для компенсации затрат на техперевооружение, в том числе на энергосбережение. Сегодня у нас есть стоимость трех-пятилетних кредитов для обрабатывающих производств, причем для лучших машиностроительных предприятий, стоимость – от 11 до 15 процентов. У них, за рубежом – 3, 2-3 процента.

Второе. Обязательным условием финансирования по этой программе должно быть получение международного отраслевого стандарта. Ну, например, для производителей автокомпонентов есть такой международный стандарт ISO/TS 16949. У нас только единицы предприятий сегодня сертифицировали продукцию по этому стандарту. А это необходимое условие выхода на мировые рынки. Второе. Введение специальных условий для малого и среднего бизнеса. Дело в том, что если квоты не ввести, то все инвестиции опять достанутся крупнейшим, в том числе и госкомпаниям.

Следующее. Квалификация персонала. Ну, например, в США на выплавку 1 миллиона тонн стали в год приходится 300 рабочих мест, у нас – от 3 до 5 тысяч. Даже если наши металлурги будут получать мизерную заработную плату, которую сейчас получает металлург, то, как отметил представитель КПРФ, – 20 тысяч рублей, умножьте ее на 10, получится 200 тысяч. Американцы столько не платят. И поэтому получается, что даже в этой ситуации при нищенской зарплате мы неконкурентоспособны.

Следующее. Обязательное обучение на английском языке в вузах и техникумах. В Индии было одно преимущество, там нет природных богатств, но было одно неоспоримое преимущество: все население говорило на английском языке и их не надо учить. Проблема заключается в том, что для того, чтобы выходить на международные рынки и применять международные стандарты, нужно знать английский язык. Сегодня, к сожалению, обучение на английском языке оставляет желать лучшего, ни в вузах, ни в техникумах выпускники после получения диплома говорить не могут на английском языке, не говоря уже о специальном техническом языке.

Следующее. Нужно изменить трудовое законодательство. Сегодня деление на традиционные рабочие профессии ушло в небытие. Требуются универсальные специалисты, обладающие, как минимум, пятью-шестью, а, может быть, десятью профессиями. А у нас сегодня трудовое законодательство запрещает, например, из одного подразделения в другое переводить работника. Вот здесь нужно и нам поработать.

Следующее. Затраты на обучение персонала, учитывая, что у нас развалена система профтехобразования, затраты на обучение персонала промышленных предприятий, мы предлагаем возмещать за счет государства, например, в пределах 3 процентов от Фонда оплаты труда. Но обязательным условием является прохождение международного аудита, такого, как в "Автопроме", например, ISO/TS 16949.

Следующее. Несоответствие нашей продукции, принятым в ВТО стандартам. Нужно уйти от ГОСТов и техрегламентов, перейти на дины. Ну, например, трудно производителям на Западе объяснять, что такое ... 45, а вот С-45 все знают.

Следующее: госзакупки. Преференции должны предоставляться при госзакупках производителям с локализацией 80 до 90 процентов как минимум в зависимости от передела.

И пятое. В идеале необходимо ограничить рост тарифов естественных монополий производителей газа, электроэнергии, железнодорожные перевозки, ну или, как минимум, на худой конец, субсидировать участников госпрограммы.

Вторая часть – как же теперь это все внедрять? Ну, тут ничего придумывать не нужно, опыт Китая налицо. Последние 30 лет у них самые высокие темпы роста экономики в мире. Что сделало наше Правительство? Оно дало условия промсборки в автопроме. Я уже говорил, безлюдная технология пришла, отдали свой рынок, рабочие места не создали. Что сделал Китай и что мы предлагаем? Нужно идти от простого к сложному, от простых переделов к более сложным. Начнем с того, что где мы сегодня конкурентоспособны. Ну, это я на примере металлургии, это экспорт заготовки. Что делает Китай, и что мы предлагаем? Нужно на первичном переделе постепенно снижать возврат НДС экспертами, одновременно эту сумму возмещать производителям, которые переводят... модернизируют производство для производства более высокотехнологической продукции, например, стального листа и заготовки. Примерно в течение трех-пяти лет, таким образом, доводится и при тех мероприятиях, о которых я сказал выше, до конкурентоспособного уровня этот передел, переходим на следующий передел.

Следующим переделом является производство холодной и горячей штамповки, ковка, раскатка, центробежное литье, черновая мехобработка, термообработка. Там снова точно так же в предыдущем переделе снижаем возврат НДС при экспорте, возмещаем затраты на перевооружение, поддерживаем их, выводим на конкурентоспособный уровень и переходим в следующий передел. И так передел за переделом, в течение 12-15 лет мы сможем вывести на... Ну, вот мне говорят, не знают, что такое переделы. Я надеюсь, что все-таки большинство сидящих в зале понимает, о чем я говорю. Передел, это глубина степени переработки сырья в зависимости от затраченного труда. Поэтому чем больше мы тратим труда, тем более высокоемкую технологию мы применяем, и больше рабочих мест мы в стране создаем. Вот, что нужно делать в нашей стране сегодня. Я призываю всех, сидящих в этом зале, подключиться к реализации этой программы. Кому нужны подробности, пожалуйста, обращайтесь.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024