О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Наталья Петухова о проекте бюджета Пенсионного фонда

19 октября 2012

 см. также ↓

19 октября в Госдуме был рассмотрен в первом чтении проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов". Позицию фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" представила Наталья Петухова. Предлагаем вашему вниманию стенограмму выступления:

– Уважаемые коллеги, я буду говорить о проекте бюджета Пенсионного фонда, потому что "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать "против" этого проекта, и я сейчас попытаюсь это объяснить. Рассмотрение проекта бюджета Пенсионного фонда на 2013 год и плановый период 2014-2015 годы проходит одновременно с обсуждением стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России. И именно в этом заключается особенность момента. Почему? Потому что с одной стороны в проекте бюджета сохранены действующие элементы пенсионной системы, в том числе очень спорные элементы, по которым в ходе обсуждения стратегии разворачиваются бурные дискуссии, в том числе это накопительный элемент. С другой стороны, проект бюджета разработан на основе новых норм, которые в настоящее время также являются предметом бурного обсуждения в рамках предлагаемой стратегии развития пенсионной системы.

Таким образом, стратегия находится еще только на стадии обсуждения на разных уровнях, на разных площадках. Еще даже не поставлен на обсуждение вопрос о пенсионной формуле, еще не достигнуты согласованные, может быть, компромиссные решения, а мы уже рассматриваем проект бюджета Пенсионного фонда с учетом некоторых элементов, которые еще не согласованы в стратегии. Здесь, кстати, возникает резонный вопрос: а может быть уже и не надо обсуждать эту самую стратегию пенсионного развития, проект бюджета сформирован, новации явочным порядком в этом проекте бюджета уже предусмотрены и решения по многим спорным вопросам вроде бы приняты? Все это позволяет утверждать, что в предлагаемом проекте бюджета Пенсионного фонда отсутствует, может быть, самое главное: там отсутствует общественное согласие по очень важным параметрам пенсионной системы, которые затрагивают интересы всех и каждого в нашей стране.

Теперь по существу проекта. Первое. В проекте как было, так и остается до 2015 года накопительная составляющая. Быть или не быть накопительной компоненте в государственной пенсионной системе – это один из ключевых вопросов, по которому идет наиболее острая дискуссия. Мы не сомневаемся в том, что понимание того, что нужно отказаться от накопительного элемента есть и в Министерстве финансов, есть такое понимание и в Министерстве труда и социальной защиты, мы уверены в том, что в это понимает и Пенсионный фонд. Нужно, наконец, взять на себя смелость признать ошибку и спокойно отказаться от накопительного элемента. Почему это необходимо сделать? Вот только некоторые аргументы. Во-первых, это очень обременительно для пенсионной системы. Совокупные расходы Пенсионного фонда на обслуживание накопительной пенсии достигают 2,5-5 миллиардов рублей в год. В Стратегии развития пенсионной системы рассматривается вроде бы компромиссный вариант – сократить 6-процентный тариф на накопление до 2 процентов и 4 процента направить в распорядительную часть. Ну, даже если оставить 2 процента, 0,2 процента, все равно расходы на обслуживание накопительной части останутся теми же самыми, более 5 миллиардов рублей в будущем. Во-вторых, зачем кормить посредников? Это вот второй аргумент. При действующем тарифе 6 процентов в 2013 году страховые взносы на накопительную часть составили, составят 530 миллиардов рублей, это больше чем полтриллиона. В 2015 году эта величина достигнет 700 миллиардов рублей.

Далее. За счет увеличения численности плательщиков моложе 1967 года рождения повышение заработной платы эта сумма будет только расти. Куда направляются эти изъятые из Пенсионной системы деньги? Конечно, они не идут на пенсии. Они передаются финансовым посредникам, а финансовые посредники обратно возвращают эти средства в федеральный бюджет, но уже в виде займов под проценты. Так как у Пенсионного фонда существует и будет еще существовать дефицит, и средств на выплату текущих пенсий не хватает, то на покрытие дефицита направляются средства федерального бюджета, то есть они опять возвращаются назад в Пенсионный фонд. Планируемый дефицит Пенсионного фонда в 2013 году составит с учетом расходов на валоризацию и компенсации пониженного страхового тарифа 2 триллиона рублей. В 2015 году такой дефицит вырастет на 25 процентов и составит уже 2,5 триллиона рублей. И третий аргумент. Уже ни для кого не секрет, что доходность пенсионных накоплений, мягко говоря, незначительная. Во Внешэкономбанке среднегодовая доходность 6,5 процента, в негосударственных пенсионных фондах среднегодовая, средневзвешенная доходность не достигает 5 процентов, в частных управляющих компаниях среднегодовая, средневзвешенная – 8 процентов. При этом среднегодовая инфляция более 10 процентов и темпы роста ВВП средней заработной платы достигают 20 процентов. Это значит, что накопления быстро обесцениваются и накопительный элемент обесценивается быстрее страхового капитала. Отсюда вывод, что пенсии следующих поколений будут меньше пенсий предыдущих поколений, потому что у них просто будет больше накопительная доля. То есть чем моложе человек, тем ниже будет у него пенсия.

И более того, парадокс, когда накопительную схему используют в условиях инвестиционного кризиса, а то, что в стране инвестиционный кризис – это подтверждает и Минфин, и Центробанк, и Минэкономразвития. Прямым подтверждением этому является огромный чистый вывоз частного капитала, на середину этого года он составляет 43,4 миллиарда долларов. Вкладывать некуда, не во что, не выгодно. И одной из причин такого инвестиционного кризиса нарастающего как раз и является политика огромных изъятий из бюджетной системы в Резервный фонд, в пенсионные накопления, то есть это уже получается замкнутый круг. Можно приводить другие аргументы, их много, но хочется сказать, успеть сказать и другое. Отдавая деньги в накопительную систему, пенсионная система вынуждена предусматривать хоть какие-то меры по увеличению доходов Пенсионного фонда, а также по экономии расходов. Именно в связи с этим, по всей видимости, в проекте бюджета в скоростном порядке уже заложены новые элементы, все еще пока только обсуждаемые в стратегии. Прежде всего, это увеличение тарифа страховых взносов для рабочих мест с вредными условиями труда и включенных в список 1 и список 2, и повышение коэффициента дожития. Безусловно, устанавливать дополнительные источники финансирования для досрочных пенсий нужно, но делать это необходимо поэтапно, проведя соответствующую подготовительную работу.

А что происходит сейчас? Переход на повышенные тарифы явно не подготовлен, осуществляется в спешке. За счет этого Пенсионный фонд получит чуть... немногим больше 25 миллиардов рублей в 2013 году. Но социальные и финансовые потери, особенно социальные потери, конечно, будут гораздо больше, потому что начнется чехарда со списком один, списком два. Рабочие места, которые находятся в списке один и в списке два фактически не являются с тяжелыми условиями, но они входят в этот список, и за эти места нужно уплачивать дополнительный тариф. Что касается экономии расходов, то это пытаются сделать путем увеличения продолжительности ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии – с 18 до 21 года. Ну, наверное, все знают арифметику, понимают, что если увеличить знаменатель, то частное от деления всегда уменьшится. А в формуле предполагается, что коэффициент дожития находится в знаменателе. Это, кстати говоря, косвенно подтверждается и данными самого Пенсионного фонда. Действительно пенсии, видимо, уменьшатся, потому что за счет вот этой новации будет сэкономлено более 1 миллиарда рублей в 2014 году и более 5 миллиардов рублей в 2015-м.

Что бы хотелось сказать в заключение. Проект закона Пенсионного фонда сделан в соответствии с бюджетным законодательством, с Бюджетным кодексом. Он сделан правильно, предоставлены полные материалы, материалы по бюджету предоставлены в полном объеме, много сопутствующих материалов. Это помогает досконально разобраться в проекте бюджета. Однако в связи с тем, что сохраняется накопительная составляющая, увеличиваются периоды дожития, СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ будет голосовать против этого законопроекта. Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International