Михаил Брячак: Необходимо активнее двигаться в Арктическую зону путем развития Северного морского пути
см. также ↓На пленарном заседании Госдумы 26 сентября от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по проблемам освоения Россией территорий Крайнего Севера и развития Северного морского пути выступил Михаил Брячак:
– Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Очень приятно отметить, что сегодня большинство выступающих коснулось темы транзита внешнеторговых грузопотоков. Это на самом деле очень серьезный наш ресурс, потенциал, который необходимо реализовывать, который нам многое даст и для экономического развития, и для социального развития. И я благодарю депутатов Овсянникова, Жириновского, Колесника, что эту тему осветили. И очень хочется надеяться, что это не только потому, что сегодня "правительственный час" с участием Министра транспорта. Очень хочется надеяться, что это системный, постоянный подход, который будет нам помогать развивать это направление.
Несколько месяцев назад с этой трибуны я говорил о том, что по инициативе имеющих отношение к внешнеторговым грузопотокам, транзитным грузопотокам органов власти, представителей общественных организаций, бизнес-сообщества был создан координационный совет. Он сейчас функционирует, проводится анализ, глубочайшее изучение вопроса, выработка необходимых решений. Мы над этим работаем при Комитете Государственной Думы, координационным советом при Комитете Государственной Думы по транспорту, координационным советом достаточно активно, системно. И приглашаем всех, кто хотел бы и мог бы принять в этом участие. Наши возможности вместе будут больше давать результата.
Но сейчас я хотел бы остановиться, уважаемые коллеги, на отдельно взятой тематике. Это Севморпуть, который тоже был здесь сегодня отмечен, и это очень приятно. Кстати, очень это связано с проблематикой дальневосточных регионов, которые также были сегодня обозначены. Надо сказать, что в последние несколько лет арктический регион за счет значения его для мировой экономики, огромного ресурсного потенциала углеводородов, возможного влияния практически на все сферы жизни, в результате глобальных климатических изменений занял ведущее место как в международной политике, так и в сфере национальных приоритетов многих государств. Интерес к Арктике проявляют и такие интенсивно развивающиеся страны, как Китай, другие страны Юго-Восточной Азии, страны Европейского Совета. В работе Арктического совета, изначально созданного арктическими государствами, в статусе наблюдателей участвует еще 21 страна на сегодняшний день и существует тенденция к увеличению количества стран, проявляющих к этому интерес.
Озвучиваются периодически, как радикальные предложения, в том числе и предложения о пересмотре принятого секторального деления Арктики, об интернационализации арктических вод и пересмотре статуса арктических проливов. Это радикальные подходы. Но и есть и рациональные. Это расширение взаимодействия и сотрудничества в регионе в рамках международных договоренностей. Вот здесь, коллеги, надо нам с вами отметить и понимать, что интерес к Арктике растет. Соответственно, наше внимание к этому вопросу с учетом геополитических изменений, политических процессов в мире, должно соответствовать с той же нарастающей, что и происходит вне. За период 2008-2011 гг. все восемь стран региона приняли арктические доктрины, сформулировав в них свои национальные интересы в Арктике. Российская Федерация была одним из таких государств. И основные российские национальные интересы в Арктике определены. Первое. Использование арктической зоны в качестве стратегической ресурсной базы. Второе. Сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества. Третье. Сбережение уникальных экологических систем Арктики.
И вот тут, коллеги, внимание. Четвертое. Использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике. Это как раз то, что мы с вами говорим, чем мыслим и наши чаяния высказываем. Морской транспортный комплекс в арктической зоне России играет важную экономическую роль в обеспечении жизнедеятельности населения и функционирования хозяйственных комплексов арктических регионов. Его роль и значение обусловлены рядом важнейших факторов, связанных с обширной протяженностью береговой линии арктического побережья России: отсутствием или слаборазвитой наземной инфраструктуры и коммуникациями круглогодичного действия, связующей ролью морских трасс для внутренних водных путей и меридиональных железнодорожных магистралей северных районов страны. Мы прекрасно с вами понимаем, коллеги, что Севморпуть – это артерия, от которой запитываются регионы внутренними коммуникациями.
Особую, важную роль играют стратегические факторы, связанные с геополитическими и транснациональными значениями морского судоходства в арктической зоне. Это, прежде всего, контроль над районами, богатыми природными ресурсами, а также транзитное значение, то, о чем мы с вами уже говорим, и надо чаще об этом говорить, плотнее к этому вопросу подходить и работать. Значительное сокращение хозяйственной деятельности в северных регионах и разрыв хозяйственных связей в 90-е годы привел к резкому снижению функционирования Севморпути. Но что отрадно отметить, коллеги, в последнее время, по данным Мурманского морского пароходства, достигнут рекордный с 1987 года показатель грузооборота в 3,3 миллиона тонн. И особо отрадно отметить, что транзитные грузопотоки азиатско-тихоокеанского региона и европейского пространства увеличены в 5,5 раза. Тенденция к использованию транзитного потенциала велика и есть. Вот такие положительные примеры как то, что атомный флот в 2011 году провел первый опытный рейс по проводке пяти судов с рыбной продукцией от Камчатки в западные регионы страны. Это тоже фактор развития.
В ближайшие десятилетия Минтранс России прогнозирует значительное увеличение грузопотоков, до 29 миллионов тонн, уважаемые коллеги, в 2016 году, и до 63 миллионов тонн – к 2020 году. Нет нужды говорить о том, какой экономический и финансовый потенциал заложен для нашей страны, для участников этого процесса. Такой объем грузопотока предполагается достичь за счет перевозки грузов из Европы в страны азиатско-тихоокеанского региона, роста потоков грузов между северными регионами России, объемов грузопотоков, связанных с разработкой газовых месторождений Ямала, строительства на Ямале нового центра по производству сжиженного природного газа, грузопотоков, связанных с освоением и эксплуатацией шельфовых месторождений Баренцева моря и Тимано-Печорской провинции, северных завозов, грузопотоков норильского промышленного района и так далее.
Анализ развития и использования транспортной системы арктической зоны России свидетельствует, что морской транспорт в этом регионе является в настоящее время практически безальтернативным и наиболее эффективным. А в связи с этим имеется ряд проблем, решение которых необходимо для обеспечения ритмичной работы Северного морского пути, его экономической привлекательности, обеспечения безопасности мореплавания.
И тут, коллеги, можно нам с вами поставить хороший плюс, когда мы приняли закон № 608695-5 в части регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути. Это было совсем недавно, перед нашими каникулами. Это очень серьезный шаг в развитии транспортной инфраструктуры, но и не только. Мы прекрасно с вами понимаем, что транспортная инфраструктура позволяет нам делать возможное, эффективное функционирование северных регионов, что обязательно должно быть, если мы хотим удержать свои стратегические позиции на Арктической территории, интерес к которой, как мы знаем, возрастает и все больше и больше. Поэтому внимание к Севморпути это не только внимание к транспортно-логистическому комплексу нашей страны, который крайне важным является для экономического развития, для социального функционирования на многих наших регионах, но это и стратегический вопрос, который мы должны не забывать.
Вот здесь, коллеги, очень хочется мне остановиться на одном моменте. Совсем недавно с лидером нашей фракции Сергеем Михайловичем Мироновым встречались полярники. Полярники, которые всю жизнь отдали этой теме, полярники, которые душой, сердцем болеют за эту тему. И они, зная вопрос, с горечью говорят о том, что Россия сегодня находится под угрозой утраты своего влияния в этой важнейшей стратегической зоне. Недостаточно, видимо, еще все-таки наших усилий, с точки зрения ветеранов и внимания государства к этому вопросу. Я бы хотел подчеркнуть такой момент, что наши ветераны-полярники могут многое нам помочь сделать. Имея опыт, имея квалификацию, они готовы поделиться этим и вложить в нашу сегодняшнюю деятельность свои знания. Многого они не просят, но внимание со стороны государства тоже должно быть. В Минтрансе мы должны решить некоторые вопросы и о Почетном знаке полярника, и День полярника утрачен у нас. Так что в Арктическую зону путем развития Северного морского пути нам необходимо более активно двигаться. Спасибо за внимание.
Вот здесь, коллеги, очень хочется мне остановиться на одном моменте. Совсем недавно с лидером нашей фракции Сергеем Михайловичем Мироновым встречались полярники. Полярники, которые всю жизнь отдали этой теме, полярники, которые душой, сердцем болеют за эту тему. И они, зная вопрос, с горечью говорят о том, что Россия сегодня находится под угрозой утраты своего влияния в этой важнейшей стратегической зоне. Недостаточно, видимо, еще все-таки наших усилий, с точки зрения ветеранов и внимания государства к этому вопросу. Я бы хотел подчеркнуть такой момент, что наши ветераны-полярники могут многое нам помочь сделать. Имея опыт, имея квалификацию, они готовы поделиться этим и вложить в нашу сегодняшнюю деятельность свои знания. Многого они не просят, но внимание со стороны государства тоже должно быть. В Минтрансе мы должны решить некоторые вопросы и о Почетном знаке полярника, и День полярника утрачен у нас. Так что в Арктическую зону путем развития Северного морского пути нам необходимо более активно двигаться. Спасибо за внимание.