Столичное правительство, как сообщают "Известия", создает базу данных о москвичах, сдающих квартиры, в том числе нелегально. Следить за наполнением базы будут общественные пункты охраны порядка (ОПОП). Совместно с участковыми они будут выяснять, какие квартиры сдаются и за какие суммы, уточнять данные о владельцах и арендаторах, включая номера паспортов, ИНН и номера мобильных телефонов. Всю эту информацию внесут в единую базу данных. На основании данных из базы налоговые органы будут проводить собственные проверки, и присылать владельцам квартир квитанции о задолженности по налогам. Инициативу московских властей прокомментировал первый заместитель председателя комитета Государственной по конституционному законодательству и государственному строительству, председатель Совета московского регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Александр Агеев:
– В очередной раз администрация города пытается, используя карательные инструменты, попытки давления на граждан, продвинуться в решении, безусловно, очень важного для больших городов и для столицы в особенности, вопроса выстраивания цивилизованных отношений между арендодателем-собственником жилья и арендатором. Понятно, что побудило мэрию. Некоторые москвичи превратили сдачу в квартир в бизнес: сдают квартиры, живут припеваючи, налогов не платят. Но вопрос в подходе.
Столичные власти готовы пойти на откровенный конфликт с владельцами квартир, и применить всю мощь полицейского сыска и доноса в отношении арендаторов. Последние и так вынуждены ежемесячно выплачивать огромные суммы за возможность проживать в адекватных человеческих условиях (аренда однокомнатных квартир в Москве сейчас приближается к сумме в 1 тыс. долларов США). А теперь, видимо, люди, снимающие жилье, вынуждены будут находиться в атмосфере постоянного подозрения и опасаться собственных соседей-агентов. Помните, как во времена "железного занавеса" говорили: "Я не стукач, но форму доклада знаю!"
Я убежден, что в прозрачности рынка аренды жилья в Москве заинтересованы абсолютно все. Необходимо стимулировать официальное оформление отношений собственник-арендатор через создание выгодных и понятных всем участникам условий, компетентное сопровождение "сделок", защиту арендаторов от произвола арендодателей и, безусловно, собственников от недобросовестных квартиросъемщиков, уклоняющихся зачастую от выполнения условий соглашения. Вместо этого мы видим предложения, поддержанные Московской думой, далекой от мыслей о заботе о москвичах, крайне сомнительные с точки зрения эффективности, актуальности и законности. Вызывают вопросы и методы, и сам факт сбора информации о гражданах на предмет соответствия их российскому законодательству, в частности, Федеральному Закону "О защите персональных данных". Традиционно для России доступ к информационным базам крайне слабо контролируется. Как следствие, существует реальная угроза использования информации этих электронных баз данных недобросовестными пользователями или злоумышленниками.
Кроме того, я хочу напомнить и о возвращении в Уголовный Кодекс РФ противоречивой статьи о клевете. Готовы ли московские чиновники к сокрушительному потоку исковых заявлений в суды от оскорбленных граждан, которые имеют достаточные основания жить в квартирах, к примеру, дальних родственников или близких знакомых на безвозмездной основе? Вполне вероятно, что благодаря своим мнительным соседям, в рамках данного "проекта" они могут попасть в фокус внимания участковых, налоговых служб или в те самые, плохо защищенные от несанкционированного доступа базы данных.
У меня лично возникают серьезные опасения. При отсутствии возможностей доказать в суде факты аренды квартир, тем более долгосрочной, и как следствие, уклонения от уплаты налогов, обиженные собственники и арендаторы могут направить свою агрессию на соседей по дому. Чего добиваются наши власти? Создания агентурной полицейской сети, тотальной слежки во дворах и домах? Кроме того, все мы знаем о примерах интерпретации собственных полномочий отдельными представителями органов охраны правопорядка или надзора. Я подозреваю, что в инициативе московских властей присутствует опасная коррупционная составляющая. Собственнику будет проще "откупиться" от очередных проверок и, в свою очередь, включить эту мзду в зашкаливающую ежемесячную ренту для жильцов.
В дореволюционной Москве крайне популярными и востребованными как у инвесторов, так и у арендаторов были так называемые "доходные дома". Строительство специализированных комплексов апартаментов для предоставления квартир в долгосрочную аренду желающим без права оформления в собственность – широко используемая практика в крупных городах Европы и Северной Америки. Почему бы не использовать подобные, давно известные, "технологии"? В современной Москве проекты "городского доходного жилья" были с успехом провалены благодаря абсолютному непониманию формата у заказчика и исполнителей, руководствовавшихся целями срочной окупаемости и высокой прибыли. В итоге все попытки энтузиастов-соинвесторов были свернуты, а сама идея дискредитирована и у потенциальных арендаторов.
Считаю, что правительство Москвы, прежде всего, должно обеспечивать комфортные условия проживания и профессиональной реализации для жителей города, участвуя в программах строительства доступного жилья, предоставляя на льготных условиях жилые "квадраты" молодым специалистам выпускникам ВУЗов, реконструируя в соответствии со стандартами XXI века студенческие и аспирантские общежития.
Вместо разумного анализа предпосылок сложившейся ситуации и реализации проектов, исключающих сами причины "теневых отношений" в сегменте рынка услуг по аренде квартир, нам снова предлагают деструктивные методы борьбы не с причинами, а со следствиями. Методы полицейского давления и нагнетания напряжения внутри сообществ жильцов московских домов и дворов уже становятся порочной практикой московских чиновников.