О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Константин Ильковский: Северной Азии необходимы не корпорации, а условия для тех, кто здесь живет и работает

17 июля 2012

 см. также ↓

В последние месяцы тема развития Дальнего Востока и Байкальского региона стала не просто актуальной, она приобрела еще и конкретные очертания. Было создано региональное министерство, проявились дискуссии о необходимости формировать дальневосточную госкорпорацию. Однако из всего этого смыслового ряда выпадают интересы местного бизнеса и местных жителей. Своими мыслями на эту тему в интервью в газете "Дальний Восток" поделился депутат Государственной Думы, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", председатель подкомитета по региональной энергетической политике Комитета по энергетике ГД РФ Константин Ильковский:

– Константин Константинович, еще недавно о создании государственной корпорации развития Дальнего Востока говорили много и на всех уровнях. Но теперь эта тема как бы слегка затихла. Об этом вообще ничего не слышно. Что происходит?

– Обсуждения поутихли. Все ждут действий уже от нового Минвостокразвития. Чем оно займется, каковы будут его стратегия и возможности? Предложит ли оно создание госкорпорации? Вот эти вопросы и нуждаются в ответах. А пока соответствующий законопроект в Госдуму никто не вносил. Напомню, что госкорпорация действует на основании специального закона о ней. А проекта такого закона пока нет.

– Как лично вы относитесь к идее создания госкорпорации?

– Я глубоко убежден, что если мы действительно хотим развивать восточные регионы, нашу Северную Азию, то нужно создавать условия развития для людей на этих территориях. Хочу акцентировать на этом внимание – необходимо создавать не специальные корпорации для избранных, а специальные условия для всех, кто живет и работает на нашей восточной земле. Кто растит здесь своих детей и внуков, кто знает, что его потомки останутся дальневосточниками.

Территории развивают не корпорации, а люди, живущие здесь. Причем живущие не вахтово, а оседло. Люди с их идеями, желаниями, предприимчивостью, авантюризмом и, конечно же, с ответственностью за эти места.

– В нашем регионе работает довольно много крупных государственных компаний. А чего не хватает этой территории прямо сейчас?

– Действительно, на Дальнем Востоке уже в наши дни достаточно госкорпораций.

А вот чего здесь не хватает, так это малого и среднего бизнеса. Его доля в общем производственном объеме должна быть около 70 процентов, тогда территория получит возможность развиваться, будет устойчива к глобальным катаклизмам. И в конечном итоге здесь будет прирастать население.

– У идеи госкорпорации развития Дальнего Востока есть свои лоббисты?

– Ярких лоббистов пока нет. Но можно сказать, кому это выгодно.

– И кому?

– В первую очередь сырьевикам, нацеленным на экспорт. Для них такая конструкция чрезвычайно удобна. Природные ресурсы – под боком, конечный потребитель, то есть страны АТР, – также рядом. Почему бы еще и дополнительные льготы не получить?

Но в этой конфигурации есть самый главный минус. Сырьевики, по большому счету, не заинтересованы в развитии российского Дальнего Востока и Байкальского региона. У них мышление сезонно-вахтовое, так как месторождения или лесоделяны очень быстро исчерпываются и надо двигаться дальше...

– А как же мегапроекты?

– На Дальнем Востоке мегапроектов все больше, а людей все меньше. Почему?! Мегапроекты реализовывают мегакомпании, с тем же сезонно-вахтовым подходом. И вся власть, от муниципальной до федеральной, тратит все свое время на их "поддержку".

Местный предприниматель приходит в свою же администрацию, а от него отмахиваются, мол, не до тебя – жду в приемной начальника участка мегакомпании, надо обсудить очередную церемонию перерезания ленточки.

А зачем помогать или поддерживать мегакомпании? Какие они, в таком случае, "мега", если нуждаются в помощи или поддержке? Вот мешать им не стоит, это точно.

Но если мы говорим о государственном протекционизме, то поддерживать на всех уровнях нужно как раз дальневосточных и забайкальских производителей. И создавать условия, чтобы местных производств становилось как можно больше. Без этого ни о каком системном развитии Дальнего Востока и Байкальского региона даже рассуждать не приходится. Потому что без человеческого потенциала, а точнее – без человека, обычного такого, простого человека наша территория жить не сможет.

– А как менять ситуацию?

– Государство должно, прежде всего, ответить на самый главный вопрос: а зачем нужны стране Дальний Восток и Забайкалье? Эти регионы интересны только своими ресурсами или чем-то еще? Чем-то большим, нежели сырьевая база? И может, стоит законсервировать эти пространства лет на двести? У всех когда-нибудь закончатся их природные богатства, а у нас сохранятся!

Причем что касается отношения государства к восточным регионам, то тут необходима конкретика, а не очередные декларации. Это – первое.

Второе – требуется четко и однозначно определить приоритет интереса конкретного дальневосточника и забайкальца над интересами государства в лице чиновника. Только так и никак иначе. В основе развития наших регионов должны быть люди с их культурой и традициями.

– Один момент, Константин Константинович, неужели государство когда-нибудь откажется от своих интересов, особенно в таком богатейшем регионе, как Дальний Восток?

– А никто и не говорит о сдаче государственных позиций. Требуется поменять инструменты, которые государство будет использовать в этом регионе, решая уникальную задачу опережающего развития территории. А все уникальные задачи требуют уникальных решений. Предположим, лично вы решали все время какие-то свои задачи известными вам приемами и инструментами. Но вдруг увидели, что получаемые результаты вас не устраивают. То есть результаты, в вашем представлении, должны быть кратно или даже на порядок лучше. Однако вы продолжаете использовать привычные для вас инструменты и приемы. И с какой стати в этом случае вдруг должны измениться ваши результаты? Нет, они останутся прежними ровно до тех пор, пока вы не поменяете сам инструментарий. Точно так происходит и с решением уникальных задач на государственном уровне. Однако в основе всех процессов должен стоять интерес каждого дальневосточника, каждого забайкальца, интересы каждой семьи.

– Как вы считаете, сегодня государство проявляет свой предметный интерес к развитию Дальнего Востока и Забайкалья?

– Да, проявило. Хотя, опять же, делается это своеобразно. Вот было создано Минвостокразвития. Вроде бы тут можно и поиронизировать, мол, вместо выработки условий для развития человека и бизнеса была сформирована очередная чиновничья структура. Но я рад. Шаг небывалый. Главное заключается в том, что этим шагом официально признано, что наша страна очень разная и подходить с одними мерками ко всей ее территории – бесперспективно. Может, с этого шага и начнется наконец-то формирование настоящей федералистской политики в России?

– Но вернемся к необходимости создавать условия для регионального бизнеса. Какие конкретные шаги необходимо делать в этом направлении?

– То есть вернемся к инструментам и приемам. Первое – надо привести в соответствие горизонты государственного планирования и инструменты реализации этих планов. Вот мы сейчас обсуждаем программу социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года. Есть разные программы до 2020 года, есть, например, энергетическая стратегия до 2030 года, а вы покажите мне банк, который системно, а не в порядке исключения, готов давать кредиты хотя бы на пять лет. Я уже не говорю о десяти – или пятнадцатилетних кредитах!

Второе – требуется изменить доступ дальневосточных и забайкальских предпринимателей к деньгам, инфраструктуре и услугам, оказываемым государством. Требуется изменить вектор – не предприниматель должен годами доказывать, что ему все это надо, преодолевая при этом сотни абсурдных ограничений. А государство должно его убедить, как можно быстрее воспользоваться всем этим и в чем будет его предпринимательская выгода. В чем будет выгода его семьи.

Третье – налоги и их межбюджетное распределение. Ну вот, опять о льготах, скажете вы. Нет. Никаких льгот. На этой территории должно быть ДРУГОЕ налогообложение и ДРУГИЕ межбюджетные отношения. Министерству финансов надо перестать бояться не получить то, чего у него и так нет – налогов от несуществующих предприятий.

Четвертое – инфраструктура. Мы многократно должны увеличить транспортную доступность, как внутри регионов, с центром, так и с юго-восточноазиатскими соседями.

Сделать свободным доступ к электрической, газовой и коммунальной инфраструктуре и так далее.

А пока мы громогласно говорим о приоритете восточных территорий, железнодорожное ведомство закрывает кассы в селах и поселках, отменяет поезда, еще недавно исправно останавливавшиеся даже на небольших станциях. Потому что это нашим железнодорожникам экономически невыгодно. Мы довольно часто рассуждаем о необходимости привлекать на Дальний Восток переселенцев. Да, на этих огромных территориях живет мало людей. Но кто сейчас поедет в те дальневосточные районы, где для элементарного обогрева жилища требуется до 40 кубов дров в год, где удобства на 40-градусном морозе, где вода в ближайшем замерзшем озере и где даже олень не всегда сможет довезти тебя даже до твоего соседа?

Создание инфраструктуры на Дальнем Востоке и в Забайкалье должно рассматриваться государством не столько как бизнес, сколько как создание среды обитания.

– Вы упомянули недропользователей. В интервью нашей газете руководители дальневосточных отраслевых компаний не раз рассказывали о проблемах, связанных с Роснедрами. Когда дальневосточным предприятиям просто не дают участвовать в аукционах, сопровождая отказ туманной формулировкой: "Неправильно оформленные заявочные документы". Что вы думаете по этому поводу?

– Считаю, что должен действовать принцип трех ключей. Аукцион необходимо проводить в субъекте "откуда родом" место рождение, ну, может, за исключением только тех месторождений, которые входят в первую мировую десятку. А сама конкурсная комиссия должна в равных пропорциях состоять из представителей центра, субъекта Федерации и муниципального образования.

В таком случае будет соблюден весь баланс интересов. И государственных, и социальных, и отраслевых. Все это и логично, и справедливо. И перспективно.

Источник: "Дальний Восток"

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International