Оксана Дмитриева: 83-й закон, фактически, означает разрушение нашей социальной сферы
см. также ↓С 1 июля 2012 года вступил в силу 83-й Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Комментарий заместителя руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе Оксаны Дмитриевой:
– 83-й закон чрезвычайно разрушителен и следствия этого его гораздо более серьёзные, чем следствия 122-го закона "О монетизации льгот". Другое дело, что 1 июля не будет такой ситуации, как 1 января 2005 года, когда люди в один момент увидели и осознали произошедшие изменения, вышли на улицы с протестом и во многом отбили свои права: индексацию базовой пенсии, сохранение ряда натуральных льгот... Мгновенного эффекта и мгновенного протеста с 83 ФЗ не будет, поскольку негативные последствия его принятия будут накапливаться и проявляться годами.
А следствия будут следующие. Сами работники бюджетной сферы почувствуют это первыми, потому что начнется неразбериха с финансированием. Увеличится количество бумажной работы и бюрократических процедур, у бюджетных учреждений появятся несколько счетов, потому что для бюджетных средств счет нужен в казначействе, для небюджетных – в банке, вырастет численность персонала для обеспечения этих процессов. Не будем забывать и о новом законе "О Федеральной контрактной системе", изменяющем процедуру закупок, механизм которого также невероятно запутан. Количество чиновничьих и бюрократических структур по этому закону также вырастет в разы, как и количество документов, сопровождающих процесс закупок. С учетом штата обычной школы или больницы это приведет к существенному отвлечению денег от основной функции учреждения.
Еще одним несомненным следствием станет дальнейшее усиление стратификации бюджетных учреждений, укрупнение или закрытие малокомплектных школ или сельских больниц. Следом будут вводиться некие рыночные критерии, по которым будут оценивать эффективность учреждений и профессионализм персонала, а неправильно определенные, механически введенные показатели будут лишь отвлекать сотрудников специалистов от их основных обязанностей. Самый простой пример, когда учитель, вынужденный доказывать свою профессиональную состоятельность, вместо обучения детей будет заниматься выполнением нелепых требований: составлением методичек, статей и научных докладов или прохождением курсов повышения квалификации "для галочки". Первые последствия по школам мы ощутим уже 1 сентября, а более очевидными они станут уже к следующему учебному году.
Неизбежно произойдет и расширение объема платных услуг. Когда государство дает бюджетным учреждениям правоспособность коммерческих учреждений, оно дает им и старт зарабатывать деньги. Что значит зарабатывать? Это значит оказывать платные услуги. Такой насильственный, обязательный перевод всех бюджетных учреждений в новый статус, по которому они фактически уже учреждениями не являются, а являются коммерческими организациями – это разрушение нашей социальной сферы.