Группа депутатов фракции "Единая Россия" подготовила законопроект, ужесточающий деятельность некоммерческих организаций (НКО), получающих финансирование из-за рубежа и работающих в сфере политики. Такие НКО получат название "организации, функционирующие как иностранные агенты", их деятельность можно будет приостановить, а руководство подвергнуть крупному штрафу и уголовному наказанию. По просьбе журналистов эту инициативу прокомментировал Заместитель Председателя Государственной Думы, Председатель партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Николай Левичев:
– Инициативу со статусом "иностранного агента" для НКО можно было бы воспринять как неуместную сегодня шутку эпохи холодной войны. По этой логике "федеральный уполномоченный орган" должен быть неким современным вариантом СМЕРШа с огромным репрессивным аппаратом. Его сотрудники, видимо, должны следить за всеми иностранными гражданами в стране на предмет выявления у них шпионских наклонностей. Дело упростило бы обязательное вживление им чипов для слежения, а еще проще обязать их ходить непременно в черных кожаных плащах и шляпах. Скажете – дешевый фантастический фильм, но нечто похожее имеет место быть с иностранцами в Северной Корее. Если этот чудесный законопроект будет внесен, то, продолжая логику "Единой России", надо вносить поправку с предложением внести в текст закона об НКО термины типа "агенты Кремля", "агенты олигархического лобби" или "агенты квасного патриотизма".
Если же говорить серьезно, то развитие законодательства по НКО необходимо, но не только в плане ограничений, но и в плане поощрений. Золотому правилу "кнута и пряника" единороссы симптоматично предпочли только "кнут". При этом социально-реабилитационные центры и сообщества, оказывающие помощь инвалидам, пожилым людям, заключённым и их семьям, людям, попавшим в тяжелые жизненные ситуации или пережившим шок, нуждаются в поддержке со стороны государства. И помощь зарубежных благотворителей не должна пресекаться ни в коем случае: у нас, например, в рамках отечественной программы поддержки инвалидов, бесплатные коляски для людей с ограниченными возможностями выдаются чаще всего германские. Никто не застрахован от проблем, каждая семья несчастлива по-своему, и большинству людей, ждущих помощи, не совсем приятно будет узнать, что причиной волокиты или отказа в ней является некая "политическая ангажированность". Ростки солидарности, примеры участия граждан в решении проблем соотечественников должно всячески приветствоваться, а не подвергать активистов дотошным допросам и проверкам. Но про это участие и милосердие в новых инициативах – ни слова.
Хочу подчеркнуть, что хорошим нововведением было бы расширение возможностей политических партий, особенно парламентских, в этой сфере. Социал-демократическая партия Германии осуществляет не только политическую и парламентскую деятельность, но так же знаменита близким к ней Фондом Эберта, оказывающим поддержку НКО Германии и продвигающим немецкую культуру за рубеж. Это деятельность политическая или нет? Может ли работа по признанию наших вузов за рубежом быть эффективной при растущих запретах иметь связи с политическими институтами? Если взаимодействие партий различных стран будет дополняться сотрудничеством в сфере поддержки НКО, а законодательство даст эффективную модель такого взаимодействия, то именно международные грантодатели и гуманитарные программы удержат молодых людей от уличной "митинговой" активности, чего, видимо, больше всего боятся авторы поправок.
Проблема гораздо глубже, чем ее хотят представить. В стране с угнетающей медлительностью нарождается культура поддержки и взаимопомощи на "горизонтальном уровне", осваиваются азы эндаумента. Очень многие НКО ищут финансирование за рубежом не потому, что они хотят выступить здесь чьими-то агентами и защищать враждебные интересы, а просто потому, что в России эти средства найти не могут. Наши предприятия, да и граждане жертвовать деньги НКО зачастую не хотят или не в состоянии. Происходит это даже не из-за жадности, а в силу несовершенства налогового законодательства. В развитых странах действует эффективная система налоговых вычетов, когда налоговая база уменьшается на определенные предусмотренные законодательством расходы. Вкупе с прогрессивной системой это дает потрясающий эффект. Перед предприятием стоит выбор: уплатить налог со всей суммы прибыли по ставке, скажем, 34%, или вычесть из налоговой базы, например, 20 тыс. долларов на поддержку НКО, перейти в предыдущий разряд и заплатить налог по ставке 25%. В итоге денег на руках остается больше. То же самое актуально и для физических лиц. А наше дремучее законодательство с плоской ставкой делает финансирование НКО экономически нецелесообразным. Теперь же некоммерческая деятельность должна еще будет и проходить экспертизу на "идеологическую целесообразность"?
Лучше бы господин Сидякин не инициировал очередные инициативы, заслуживая только праведный гнев и проклятия простых людей (почитайте отзывы в Интернете!), а со рвением, достойным уважения, подумал над совершенствованием налогового законодательства и государственной поддержке социальной активности граждан нашей страны.