Сергей Доронин: Единый день голосования в начале сентября – это последняя надежда "Единой России"
см. также ↓В пятницу, 22 июня Государственная Дума одобрила поправки в избирательное законодательство, по которым со следующего года россияне смогут голосовать только один раз в году – во второе воскресенье сентября. Своей точкой зрения на этот счет делится депутат Государственной Думы, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОСИЯ" Сергей Доронин:
– Стоит отметить, что инициатива по введению единого дня голосования исходила от фракции ЛДПР еще в 2010 году. Но в изначальной редакции документа день выборов предлагалось назначать на март – период достаточной социальной и политической активности российских избирателей. Тогда ЦИК рекомендовал оставить все, как есть, апеллируя к "апробированным практикой и утвержденным законом" дням голосования. Однако в этом году, в условиях нарастания протестных настроений и неудовлетворенности результатами последних выборов, кремлевские функционеры воскресили законодательную инициативу. Сдвинув, правда, единый день голосования на начало сентября.
По мнению председателя думского комитета по конституционному законодательству единоросса Владимира Плигина, сентябрь – оптимальный с точки зрения погодных условий период. "В сентябре люди чувствуют себя хорошо!" – отметила "Единая Россия" и парламентское большинство дружно взяло "под козырек". Против законопроекта голосовали фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ и КПРФ.
Итак, второе воскресенье сентября со следующего года – единый день голосования. Что имеют избиратели в сухом остатке?
Первое. Избирательные кампании теперь придутся на летние месяцы – традиционные периоды отпусков и садово-дачного сезона. Это значит – низкая явка, при которой нужный результат несложно обеспечить административным ресурсом. Допустим, мобилизовать подконтрольных госслужащих, учителей, врачей, библиотекарей для обеспечения минимального порога явки на участки и признания выборов. Законными ли?
Например, вряд ли кто-то станет читать в это время агитационные материалы – значит, вопрос "за кого голосовать" будет решаться в большинстве случаев непосредственно на избирательном участке. Это создает возможность концентрированно использовать определенные технологии в сам день выборов для достижения победы "нужного" кандидата. Естественно, применение таких "методов борьбы" возможно лишь при тотальном включении в процесс административного ресурса, который целиком и полностью подконтролен "Единой России". Пример ведения такой "летней" кампании – прошлогодняя скандальная "победа" Валентины Матвиенко.
А как летом будут собираться подписи, например, муниципальных депутатов, для выдвижения кандидатов в губернаторы, когда на селе это время – период традиционных полевых работ? Для кандидатов от "Единой России", естественно, процесс пройдет проще: задействуют административный ресурс, спустят директиву "сверху" и соберут столько подписей, сколько необходимо. А для остальных претендентов уже включится процесс "искусственного" отбора в ручном режиме.
Второе. Отныне члены участковых избирательных комиссий будут назначаться один раз в пять лет. С одной стороны, это сделает работу комиссий более открытой и прозрачной при условии их фиксированного состава. Но, с другой стороны, это позволит выявлять наиболее "проблемные" для "Единой России" участки. Выявлять и методично с ними "работать". А какими методами "работает" административный ресурс на правящую партию, подробно рассказывать будет излишним.
При этом включать в состав членов комиссий теперь будут иметь право только партии, имеющие представителей в парламентах всех уровней. То есть вновь созданные партии не смогут иметь своих представителей в УИКах, а значит, обеспечить контроль за выборами им станет сложнее.
Еще одна норма, которая теперь перестанет действовать – снятие ограничений по количеству выборов, назначаемых на один день. Если раньше избиратели не могли ставить галочку в более чем четырех бюллетенях одновременно, теперь этот пункт из закона исключен. Зато в таких сложных для избирателя условиях нечистым на руку функционерам-"наперсточникам" запросто можно будет обвести людей вокруг пальца. Обеспечив, опять же, необходимый для "нужного" кандидата результат.
О чем думает "Единая Россия", принимая такие законопроекты? Вряд ли об удобстве организации выборного процесса (по крайней мере, их напускная забота "о хорошем самочувствии" россиян в сентябре выглядит, по меньшей мере, смешно). Новый единый день голосования – это крайняя мера подстраховки. Подстраховки для "своих" кандидатов, победа которых в большинстве случаев будет обеспечиваться административным ресурсом, нежели реальной работой кандидатов и, как следствие, истинными предпочтениями избирателей.
Спасет ли такое уродование избирательной системы "Единую Россию" в условиях дестабилизированного политического процесса в стране? Сомневаюсь. К примеру, низкая явка – дополнительный повод сомневаться в легитимности выборного процесса. В этом случае мы рискуем получить очередной подрыв доверия избирателей к избранным им органам власти и новый виток протеста.
Так кто "раскачивает лодку", господа "единороссы"?