Олег Михеев: Закон о госзакупках недоработан и имеет коррупционную составляющую
см. также ↓Депутат Государственной Думы. Член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Олег Михеев направил в адрес министра экономического развития Андрея Белоусова, а также руководителю Федеральной Антимонопольной службы России Игорю Артемьеву депутатский запрос в связи с тем, что законопроект "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг", содержит, на взгляд парламентария, коррупционную составляющую. Публикуем текст запроса полностью:
Министру Экономического развития РФ А.Р. Белоусову
Руководителю Федеральной Антимонопольной службы России И.Ю. Артемьеву
Уважаемый Андрей Рэмович!
Уважаемый Игорь Юрьевич!
20 июня Государственная Дума ФС РФ рассматривала в первом чтении законопроект "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг". Проведенный мною анализ данного законопроекта выявил ряд существенных недоработок связанных с его скрытой коррупционноемкостью, которые могут привести к снижению открытости и прозрачности государственных закупок, а также нарушению антимонопольного законодательства. Представляю вам результаты проведенной работы:
1. Законопроект предусматривает, что Аукционный перечень (предметы заказа, для которых электронный аукцион – единственный способ закупки) будет пересмотрен в сторону уменьшения. В том числе, строительные аукционы (в т.ч. на строительство дорог), доля которых в общем объеме заказа за 2009-2012 гг. составила: по количеству более 23,5%, по сумме более 37% от объявленных аукционов, будет выведена из указанного перечня. В результате доля размещения заказа через электронные аукционы будет существенно сокращена. Соответственно сократится открытость и прозрачность процедур госзакупок, увеличится субъективная оценка заявок.
В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации наряду с уровнем доступности базовых услуг в электронном виде заявлена 100% доля размещенных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд с использованием электронных торговых площадок. В настоящий момент, размещение заказа через электронные аукционы составляет не менее 62% от совокупного объема размещенного госзаказа (за 2011-2012 г. на 5-ти площадках объявлено 1,23 млн. аукционов на сумму 5,3 трлн. руб.).
В случае принятия ФКС в данном виде, достижение показателя Стратегии будет невозможным к 2015 году. Транзакционные издержки на бумажные отправления значительно повысятся, доступность госзаказа для иногородних участников сократится.
2. Законопроектом вводится требование об отборе операторов электронных площадок, однако процедура данного отбора прописана нечетко. В случае, если этот отбор будет организован как отбор площадок для реализации имущества должников банкротов и будет иметь формальный характер, то любой заказчик будет иметь возможность создать собственную электронную площадку, и мы вернемся к ситуации 4-летней давности, когда процесс электронных аукционов был непрозрачен и контролировался каждым заказчиком отдельно.
3. Статьей 56 данного законопроекта минимальный срок подачи заявок устанавливается в размере 7 дней вне зависимости от начальной максимальной цены контракта, что может привести к отсутствию конкуренции в рамках проведения аукциона. Учитывая, что Законопроект предусматривает право заказчика выбирать способ проведения закупки, заказчик, например, будет иметь возможность объявить миллиардный аукцион в 7-дневный срок, с тем, чтобы не "свои" участники не имели возможности к нему подготовиться и поучаствовать.
4. Согласно статье 40 законопроекта, обеспечение заявок для всех способов закупок становится правом, а не обязанностью заказчика. Размер обеспечения прописан до 5%, а для аукционов с начальной ценой не выше 1 млн. рублей – не более 1%. В настоящее время доля закупок до 1 млн. руб. составляет 60,31%. Если данная статья не будет изменена, то часто заказчики будут "забывать" использовать этот инструмент и на аукцион без обеспечения будут приходить участники, которым "нечего терять". Результатом таких аукционов может стать срыв закупок.
5. Согласно тексту законопроекта, обеспечение заявки участника направляется в Федеральное Казначейство. Из текста Законопроекта неясно, направляется ли оно на общий счет в Казначействе, либо на счет Заказчика, открытый в Федеральном Казначействе. Если обеспечение заявки будет отправляться на счет заказчика, то конструкция обеспечения конфиденциальности участников, выстроенная в Законе 94-ФЗ теряет смысл и заказчик будет иметь возможность отслеживать участников аукциона.
6. Согласно тексту законопроекта, обеспечение заявки участника направляется в Федеральное Казначейство. Информация об оплате обеспечения заявки прикладывается участником в состав второй части заявки (пункт 6, части 5, статьи 59). Учитывая, что оплата обеспечения проверяется заказчиком лишь во второй части заявки, это дает потенциальную возможность недобросовестным участникам:
· Подавать заявку, не перечислив обеспечение;
· Прикладывать поддельные документы, на проверку которых заказчик будет вынужден затрачивать время и ресурсы;
· Снижать цену добросовестным участникам, т.е., данный порядок предоставления обеспечения заявки создает условия для участия в аукционах "рейдерских" организаций, которые смогут беспрепятственно подавать заявки на аукционы и вмешиваться в честную конкурентную борьбу остальных участников.
7. Согласно тексту законопроекта, возврат обеспечения заявки участника происходит в следующем порядке:
· Участник обращается к заказчику с просьбой о возврате с указанием реквизитов или с предоставлением копии платежного документа;
· Заказчик в срок не более 3 рабочих дней направляет уведомление в Федеральное Казначейство.
· Федеральное Казначейство в срок не более 2 рабочих дней возвращает денежные средства в объеме, указанном в платежном документе.
Указанный порядок учета средств обеспечения заявки растянут во времени, возлагает дополнительные затраты по учету и проверке денежных средств как на участника, так и на заказчика. Каждому заказчику потребуется выделение как минимум двоих сотрудников для организации процесса учета и проверки обращений по возврату средств обеспечения. Также для участника возврат обеспечения превратится в многодневный поиск своих денежных средств (в настоящее время возврат обеспечения осуществляется оператором электронной площадки в течение 1-го рабочего дня).
Также могу предположить, что для учета данных платежей государство будет вынуждено разработать автоматизированную систему учета денежных средств, что потребует значительных вложений из государственного бюджета для ее разработки, поддержания и обучения работы с ней квалифицированных сотрудников.
Приведенные выше доводы говорят о том, что в данном виде законопроект коррупционноемок, сложен в части применения заказчиками и участниками, а также потребует расхода значительных средств из государственного бюджета. В результате его принятия в данном виде, взятый государством курс на публичность и прозрачность торгов будет кардинально изменен, госзаказ опять станет "закрытым клубом для своих".
Прошу вас дать поручение провести проверку текста законопроекта с учетом вышеобозначенных замечаний. О результатах проверки прошу мне сообщить.
С уважением, депутат ГД ФС РФ
Михеев О.Л.