О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Марина Милованова: Реальное влияние женщин на российскую политику пока крайне мало

13 июня 2012

 см. также ↓

Выступление члена Президиума Социал-демократического союза женщин России, доцента РГГУ, кандидата исторических наук Марины Миловановой на международном круглом столе "Перспективы развития социал-демократии в России и укрепление связей с институтами гражданского общества", который состоялся 9 июня в Государственной Думе:

– Социал-демократический союз женщин России как общероссийское общественное движение объединяет 45 региональных отделений. Почему сегодня так важно консолидировать активных, неравнодушных женщин, разделяющих ценности социал-демократии? Оснований больше, чем достаточно.

Государственная политика в отношении развития и поддержки третьего сектора и решения гендерных проблем в России не является однозначной. Тенденция к постепенному расширению представительства женщин во власти происходит крайне медленно. По уровню представленности женщин в политике Россия занимает 84 место, находясь между Гвинея-Бисау и Камеруном, среди стран СНГ – 12, отставая от Узбекистана и Таджикистана. При таком состоянии дел проблематично рассчитывать на то, что будет достигнут критический барьер представительства 30%, позволяющий женщинам-депутатам реально влиять на процесс принятия решений.

Более того, в последние годы практически прекратился живой и системный диалог власти с женскими общественными организациями. Перестали существовать Комиссия по делам женщин при Президенте РФ, Правительстве РФ, не работает Комиссия в Совете Федерации, в Государственной Думе есть профильный комитет. В 2006 году в очередной раз сделана попытка принятия Закона о равных правах, свободах и возможностях женщин и мужчин, но безрезультатно. Поэтому можно только поддержать направленное 17 апреля текущего года обращение Ассоциации женских общественных организаций "Консорциум женских неправительственных объединений" к главе государства В.В. Путину о воссоздании Комиссии по гендерному равенству.

Административно-управленческая система в России доведена до степени гендерной кастовости, автономности, остается почти закрытой или полузакрытой для ротации в пользу талантливых и образованных женщин, не способна гибко реагировать на вызовы современности, что, в конечном итоге, негативно сказывается и на процессе управляемости страной и на международных связях.

Увы, но в России отсутствуют реальные социальные силы, заинтересованные в серьезном и прочном расширении равного участия женщин и мужчин в принятии политических и государственных решений.

В общественном сознании доминируют стереотипы "Женщины не голосуют за женщин", "Больше власти, меньше женщин", "К женщинам в политике предъявляются завышенные требования", "Женщина – важнейший социальный субъект, деятельность которого связана с поддержанием семьи, воспитанием детей и гармонизацией крайностей мужского начала в социуме". Эти стереотипы в равной мере распространены и среди мужчин, и среди женщин, что также затрудняет вхождение женщин в политическую сферу.

Анализ документов политических партий в России показывает, что принцип гендерного равенства определен как программный лишь партиями "Яблоко" и СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, чьи ценности близки к европейской социал-демократии. Последняя парламентская кампания и итоги выборов лишь подтверждают, что гендерная ассиметрия усугубляется. В парламенте страны женщины занимают явное меньшинство – во фракции "Единая Россия" – 44 женщины (18,5%), КПРФ – 3 (3,26%), ЛДПР –5 (8,93%), "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" – 10 (16,9%).

По сравнению с Государственной Думой пятого созыва произошло снижение удельного веса женщин в главном представительном органе власти, в том числе и во фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Однако именно "эсеры" по праву могут гордиться своими женщинами, которых среди членов партии насчитывается более 57%. Но и здесь остается поле для работы. Среди 180 членов Центрального Совета Партии – 32 женщины (17,8%). В Президиуме Центрального совета партии 7 женщин (20,6%) и 27 мужчин (79,4%). В Бюро Президиума ЦС одна представительница прекрасного пола – советская и российская актриса театра и кино, народная артистка России Римма Васильевна Маркова (6,6%).

Руководство региональных отделений СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ в настоящее время осуществляют 79 избранных Председателей Советов, из них 8 женщин (10,1%). Среди более чем полутора тысяч членов руководящих органов Партии в региональных отделениях (Советов РО) доля мужчин составляет 79,6%, женщин – 20,4%

В региональных парламентах Партию представляют 73 депутатские группы и фракции. Из 70 избранных руководителей фракций и депутатских групп – 10 женщин (14,3%).

Однако социологические данные в рамках подведения итогов избирательных кампаний, как в России, так и в мире показывают, что за политические силы, предлагающие широкую платформу социальной демократии больше голосуют женщины.

В современной политической ситуации представляется важным рассматривать институты гражданского общества уже не только как условие социально-политических и экономических преобразований, но и как источник, главный социальный ресурс политической модернизации.

Российское общество уже не устраивает этатистский, верхушечный и чисто технократический вариант модернизации, поскольку сегодня многие властные институты пользуются низким доверием. Налицо признаки запаздывания бюрократических государственных структур за общественными изменениями и, как следствие, неадекватное реагирование на общественные проблемы.

Определение социального ресурса политической модернизации является дискуссионным вопросом, как для властных структур, так и для ученых-специалистов. Большинство россиян, по данным ВЦИОМ, также не осознает, какие группы могут стать в России движущей силой внедрения инноваций (59%), а 23% и вовсе думают, что их нет. Остальные же указывают на государство (5%), бизнесменов и ученых (по 4%), политиков (3%), молодежь (2%) и др.

Некоторые исследователи справедливо считают, что мало-востребованными являются виды активности и участия, связанные с традиционными институтами – партиями, профсоюзами, общественными организациями, однако возникают новые формы коллективной интеграции, самозащиты и самоорганизации граждан как основы для политической социализации, мобилизации демократических сил и их активного участия в процессе модернизации политической и общественной жизни. При этом общественные объединения, гражданские инициативы быстрее, чем бюрократические государственные структуры реагирует на множественные общественные проблемы, носящие полиативный характер.

Мы исходим из того, что женские общественные объединения, все чаще принимающие формы социально-ориентированных НКО И НПО, стали наиболее отзывчивыми, мобильными структурами, способными конструктивно решать социально значимые вопросы, как на уровне теоретических моделей, так и в ходе их практической реализации.

Анализ развития женских общественных объединений показал, что участвуя во всех сферах жизни российского общества, их основная деятельность направлена на:

– повышение женского влияния на процесс развития общества, т.е. выравнивание статуса женщин и мужчин, устранение гендерной асимметрии в политической сфере, продвижение женщин в структуры власти от местного и регионального до федерального уровня;

– помощь в решении крупных общественных, просветительских, экологических, социально-экономических проблем, стоящих перед обществом;

– раскрытие профессиональных и деловых качеств женщин, помощь в создании собственного дела, усиление роли женских неправительственных организаций в развитии малого и среднего бизнеса;

– борьбу с профессиональной дискриминацией на предприятиях, помощь в создании собственного дела, создание условий для общения и взаимной поддержки;

– оказание психологической помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию; отстаивание прав человека, пострадавшего от какого-либо насилия;

– защиту интересов детей, оказание материальной помощи матерям одиночкам;

– оказание гуманитарной, благотворительной, просветительской помощи;

– сотрудничество с международными организациями ООН, ЮНЕСКО. Значительное число женских организаций имеют статус международных. Влиятельные политические силы поднимают вопрос о положении женщин и их роли в общественной и политической жизни. Именно социал-демократическая идеология имеет хорошие традиции в решении "женских вопросов" как в организационном, так и в практическом плане. Подобными примерами могут служить такие международные организации как Женский Социнтерн (Women Socialist International) и Европейское женское лобби.

Мы считаем, что повышение статуса женщины в обществе дает возможность женским общественным объединениям вносить более существенный вклад в развитие страны.

Для перспективного, определяющего движения общества на пути прогрессивного демократического развития, результативной политической модернизации представляется необходимым:

– учет позитивного богатейшего опыта развития женского движения в нашей стране;

– поддержка гражданских инициатив женских общественных объединений носящих традиционный институциональный характер, а также активное использование форм и методов прямого гражданского и коллективного действия (сборы подписей, общественные слушания, общественные расследования, общественный контроль и т.д.);

– признание роли женщин-лидеров общественных объединений в системном развитии благотворительности, а также смена их ориентиров с гендерных на семейные проблемы (вопросы о материнском капитале, детских пособиях, выплате алиментов), переключение женского гражданского участия на конкретные социальные задачи;

– развитие политически ориентированных женских общественных объединений для участия в реальной политике в условиях изменений избирательного законодательства, законодательства о политических партиях;

– освещение достижений женских организаций в средствах массовой информации для искоренения устоявшихся, устаревших стереотипов общественного сознания;

– повышение интереса государства к потенциальным мобилизационным способностям женского движения, когда результатом консолидации действующих женских общественных объединений, как активного субъекта гражданского участия станет участие женщин-кандидатов на пост главы государства.

Социальная платформа, которая может быть сформирована социал-демократическими силами в России может стать основой для формирования лидеров новой формации.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International