О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ внесла в Государственную Думу Избирательный кодекс РФ

29 февраля 2012

 см. также ↓

Депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Сергей Миронов, Николай Левичев, Оганес Оганян, Михаил Емельянов и Валерий Зубов внесли в Государственную Думу проект Избирательного кодекса РФ и федерального закона о введении его в действие.

Проект Избирательного кодекса РФ направлен на систематизацию действующего избирательного законодательства и законодательства о референдуме, устранение в нем противоречий, пробелов и положений, допускающих неоднозначное толкование, а также устранение дублирования норм в разных законах. Кодекс должен объединить в один документ следующие законы: "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", "О выборах депутатов Госдумы РФ", "О выборах Президента РФ", "Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления". Это позволит сделать российское избирательное законодательство и законодательство о референдуме более понятным и удобным в применении.

Одновременно проект Кодекса направлен на демократизацию избирательного законодательства и законодательства о референдуме, приведение его в соответствие с Конституцией РФ и международными избирательными стандартами, обеспечение избирательных прав граждан, устранение или изменение положений, препятствующих демократическому развитию страны, а также восстановление положений, неоправданно исключенных из него в предшествующие годы.

Структура проекта традиционна для кодифицированных нормативных правовых актов: она включает Общую часть, относящуюся ко всем выборам и референдумам, проводимым в Российской Федерации, и Особенную часть, содержащую специальные нормы, касающиеся выборов депутатов Государственной Думы и Президента РФ.

Основные нововведения Избирательного кодекса РФ:

1. Изменяется модель взаимоотношений федерального и регионального избирательного законодательства. В соответствии с положениями части 3 статьи 55, пункта "в" статьи 71 и пункта "б" статьи 72 Конституции РФ Избирательный кодекс РФ предусматривает исчерпывающее регулирование процедур, обеспечивающих регулирование и защиту избирательных прав граждан. Взамен положения о возможности установления законами субъектов РФ гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, дополняющих гарантии, установленные федеральным законом, вводится положение, запрещающее вводить законами субъектов РФ ограничения избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, не предусмотренные настоящим Кодексом.

В то же время субъектам РФ и муниципальным образованиям предоставляется выбор вариантов решения тех или иных вопросов из числа предусмотренных Избирательным кодексом. Это позволит сделать законы субъектов РФ о выборах и референдумах компактными, подобными Особенной части Избирательного кодекса. В частности, в Избирательном кодексе исчерпывающим образом описаны 8 видов избирательных систем, для некоторых из которых предусмотрено несколько разновидностей. Для выборов депутатов законодательного (представительного) органа субъекта РФ законодатель соответствующего субъекта РФ имеют возможность выбора из 6 вариантов, при этом не допускается ни полностью мажоритарная, ни полностью пропорциональная избирательная система. Для выборов депутатов выборного органа муниципального образования в уставе муниципального образования может быть предусмотрен один из 7 вариантов, при этом законодатель субъекта РФ не может ограничивать данный выбор.

2. Для выборов депутатов Государственной Думы предусмотрена смешанная связанная избирательная система, аналогичная действующей в Германии, но с учетом российских особенностей. Эта система обеспечивает пропорциональность представительства политических партий и в то же время позволяет гражданам добиваться депутатских мандатов в личном качестве через процедуру самовыдвижения.

3. Заградительный барьер на выборах депутатов Государственной Думы снижается до 3%. На выборах депутатов законодательного (представительного) органа субъекта РФ максимально допустимая величина заградительного барьера составляет 4%, для выборов депутатов выборного органа муниципального образования – 5%.

4. Предусмотрено восстановление для избирателей возможности голосовать против всех кандидатов и против всех списков кандидатов. В то же время предлагается признавать выборы несостоявшимися, если число голосов против всех кандидатов или против всех списков кандидатов и число недействительных бюллетеней в сумме составят не менее половины от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

5. Предусматривается, что регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, вне зависимости от уровня выборов (за исключением выборов Президента РФ) осуществляется без сбора подписей на основании решения о выдвижении.

6. Предусматривается закрытый перечень оснований для признания подписи избирателя недостоверной или недействительной. Эти основания формулируются так, чтобы нельзя было "браковать" подписи, если избиратель может быть однозначно определен и нет оснований считать, что он не ставил свою подпись. Допустимый избыток представляемых подписей увеличивается до 20%. В отношении недействительных подписей нормы смягчаются, в отношении недостоверных подписей – ужесточаются.

7. Сокращается перечень документов, необходимых для регистрации кандидата. В него включаются только документы, подтверждающие факт выдвижения, наличие у кандидата пассивного избирательного права и сведения, включаемые в избирательный бюллетень. Сокращается перечень оснований для отказа в регистрации. По значительной части оснований решение об отказе в регистрации может быть принято только на основе судебного решения.

8. Сохраняется смешанный принцип формирования избирательных комиссий: из представителей политических партий и непартийной общественности. При этом доля представителей политических партий ("партийная квота") составляет, как правило, две трети от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. "Партийная квота" распространяется на все партии. Если число партий превышает "партийную квоту", отбор партий, чьи представители включаются в состав избирательной комиссии с правом решающего голоса, осуществляется либо путем жеребьевки, либо исходя из результатов последних выборов по партийным спискам на соответствующей территории. Исключается участие в формировании избирательных комиссий органов и должностных лиц исполнительной власти.

9. Каждому избирателю предоставляется право предложить свою кандидатуру в состав участковой избирательной комиссии. Отбор членов участковой комиссии в ее "непартийную" часть (которая в случае недостатка партийных предложений увеличивается сверх одной трети) осуществляется по жребию.

10. За отказ от участия в радио – и теледебатах устанавливается санкция в виде лишения кандидата, избирательного объединения соответствующей части бесплатного эфирного времени. Отменяется запрет на критику соперников в телеэфире.

11. Обязанность уходить в предвыборный отпуск предусматривается не только для кандидатов, находящихся на государственной или муниципальной службе, но для и кандидатов, замещающих государственные или муниципальные должности (за исключением Президента РФ и депутатов). Предусмотрены санкции за отказ избранного кандидата от получения мандата.

12. Предусмотрен ряд мер, направленных против возможности фальсификации итогов голосования: восстановление права общественных объединений направлять наблюдателей на избирательные участки, обязательное использование прозрачных ящиков для голосования и одноразовых номерных пломб, распределение обязанностей между членами участковой избирательной комиссии в процессе голосования и подсчета голосов на основе жеребьевки, журнал избирательной комиссии, запрет составления повторного протокола без решения вышестоящей избирательной комиссии.

Текст кодекса, законопроекта о введении его в действие и пояснительные записки к ним опубликованы на сайте фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International