Татьяна Москалькова: Образование граждан должно быть приоритетной задачей государства
см. также ↓"Образование придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он не рожден для рабства" это изречение французского философа Дидро не только отражает одну из главных целей образования как такового, но и обнажает суть нынешних образовательных реформ.
В пору властвования "золотого тельца", об опасности которого наши предки предостерегали нас еще в ветхозаветных текстах, сегодня образование вопреки логике и закону низведено до уровня услуг, преподносимых к тому же как одолжение.
Самый простой пример. Коммерциализация общества привела к тому, что сегодня, устраивая ребенка в школу или детский сад, родители подписывают договор на оказание образовательных услуг. Вот, оказывается, что такое сегодня образование. Услуга. Одолжение. Но так ли это?
Статья 43 конституции Российской Федерации в первом разделе сообщает, что каждый имеет право на образование. Вторая часть этой статьи гласит, что всем гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. А четвертая часть данной статьи и вовсе определяет основное общее образование, как обязательное.
Так как же тогда быть с услугами? Получается, что принимая ребенка в детский сад или школу, государство по сути реализует права будущих граждан России, а равно и исполняет свои обязанности. Тут попросту нет места коммерции. Если так пойдет и дальше, то государство начнет на договорной основе выполнять свои обязательства по гарантии основных прав и свобод, вплоть до права самовыражения, неприкосновенности частной собственности, а там и самой жизни.
Подобный подход наряду с упрощением школьной программы формирует абсурдную ситуацию. В мире, где жизнь в технологическом и социальном плане усложняется с каждым днем, поддержание высокого уровня базовой образовательной подготовки граждан является залогом успешного развития всего государства. Между тем, из обязательной программы детских садов исключается весь комплекс мероприятий по непосредственной подготовки к школе.
Существует странная ситуация, когда уровень образования падает, требования к подготовке будущих первоклассников растут, а обязательная программа подготовки дошкольников отменяется и переводится на коммерческие рельсы.
В 19-м веке Петром Чаадаевым был сформулирован принцип, который актуален для нашего образования и сейчас. "На учебное дело в России может быть установлен совершенно особый взгляд, ему возможно дать национальную основу, в корне расходящуюся с той, на которой оно зиждется в остальной Европе, ибо Россия развивалась во всех отношениях иначе, и ей выпало на долю особое предназначение в этом мире".
Как депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе я активно участвую в разработке законодательных инициатив. Стоит отметить, что наши инициативы часто наталкиваются на противодействие вопреки логике, исключительно по партийному признаку. Однако проходит время и жизнь вынуждает думское большинство прислушиваться к голосу разума. Так было и с законом, направленным против педофилов, прошедшим недавно первое чтение, и с рядом других законопроектов, которые месяцами тонут в омутах подконтрольных думскому большинству комитетов, однако со временем все же становятся законами. Образование тут в одной из самых печальных позиций. Думское большинство ни в какую не позволяет вносить исправления в кабальные, призванные вернуть граждан в крепостничество, реформы. Но мы прикладываем усилия и я уверена, что заручившись поддержкой наших избирателей, которые всегда очень активно сотрудничают с нами в сфере информационного обмена и законотворчества, что мы сумеем переломить ситуацию.