Госдума приняла в первом чтении внесенный Правительством РФ проект федерального закона № 497961-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ" (об уголовной ответственности за образование коммерческой организации в целях совершения преступления). От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступила Татьяна Москалькова:
Уважаемый Олег Викторович! Уважаемые коллеги!
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит этот законопроект, потому что сама идея абсолютно правильная. Она вызвана жизнью. Фирмы-однодневки главное сегодня звено в коррупционных схемах, в преступлениях о незаконных финансовых операциях. И финмониторинг неоднократно указывал на то, что вывоз капитала происходит, в том числе, с помощью фирм-однодневок, с помощью этих коррупционных, незаконных экономических схем.
Меня очень удивило выступление Павла Владимировича Крашенинникова юриста с большим именем, уважаемого человека. Председатель комитета понимает ущербность законопроекта, его недостатки и то, что он может привести к имитации борьбы с фирмами-однодневками, а не с реальной борьбой. И тем не менее он предлагается нам сегодня к принятию. Мы его будем принимать под условием или с условием, что ко второму чтению он будет доработан.
В этом законе есть две части. Это внесение изменений в материальное уголовное право, в его особенную часть, и в процессуальную. И одна, и другая требуют существенной переработки, поскольку доказать умысел в той конструкции, которая сегодня предлагается к принятию, практически невозможно. А, стало быть, это будет не борьба, а лишь только имитация борьбы с заявленной и очень тревожной темой. Министерство внутренних дел неоднократно выходило с разного рода предложениями, главным образом направленными на профилактику этого преступления. Проще ввести в законодательство, регулирующее регистрацию предприятий, обязательную явку самого лица, регистрирующее юридическое лицо, и проверку его документов на месте.
Я также поддерживаю коллегу Рохмистрова, что налог с продаж тоже способствовал бы усилению профилактики данного вида преступлений, исключение фирм-однодневок из экономических преступных схем. Но, к сожалению, эту профилактическую меру, которую видят и Министерство юстиции, и профильный комитет, в данном законопроекте не прописывают. Мы могли бы не доводить до преступления и не искать виртуальных преступников, а могли бы на этапе замысла предотвратить совершение этих преступлений.
Я хочу также обратить внимание, что доказательная база, с точки зрения уголовного процесса, кроме как подследственности, никак не изменяется. А вместе с тем уголовно-процессуальное законодательство в этой части тоже требует дополнений. Я хочу обратить внимание Андрея Геннадьевича в качестве позитива, что очень правильно, что подследственность этого вида преступлений определена не только у органов внутренних дел, но и любого другого следственного органа, который выявил эти преступления. Сегодня ФСБ активно участвует в выявлении и расследовании преступлений экономического характера, поэтому логично, что не только органы внутренних дел, но и Следственный комитет России, и ФСБ будут иметь право на возбуждение и расследование этих дел. Задача только в том, чтобы изменить конструкцию материальной части и внести в законодательство о регистрации юридических лиц изменения об обязательном присутствии физического лица, регистрирующего фирму, и, наверное, об его присутствии при сдаче баланса в налоговых органах. Спасибо за внимание.