Тезисы выступления Сергея Миронова на Конгрессе депутатов партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Уральского федерального округа
см. также ↓2 сентября в Екатеринбурге лидер партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель социалистической фракции в Госдуме, Председатель Совета Палаты депутатов СР Сергей Миронов открыл Конгресс депутатов партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Уральского федерального округа.
Предлагаем вашему вниманию тезисы выступления Сергея Миронова:
"Региональная промышленная политика как инструмент модернизации экономики"
(г. Екатеринбург, 2 сентября 2011 г.)
Уважаемые коллеги, товарищи!
Сегодня мы завершаем обсуждение Предвыборной программы нашей партии. За плечами у нас уже 6 конгрессов депутатов, проведенных в разных федеральных округах. В обсуждении приняли участие депутаты, актив партии, представители различных общественных и научных организаций. Множество предложений к предвыборной программе размещено на партийном сайте.
Должен сказать, что обсуждение нашей Предвыборной программы превратилось в настоящий народный референдум. В адрес партии поступило 391 480 предложений граждан. Нам писали люди разных возрастов и профессий, из разных регионов страны – от Калининграда до Петропавловска-Камчатского.
Здесь на Урале, который традиционно называют становым хребтом России, мы решили обсудить проблемы базовых основ российской экономики – промышленности. Без государственной промышленной политики не будет ни модернизации, ни инноваций, ни будущего страны.
Промышленная политика и модернизация экономики
В целом, государственная промышленная политика у нас в зачаточном состоянии. Мы по-прежнему "латаем дыры", вместо того, чтобы решать задачи с учетом будущего страны. Отсутствием последовательной промышленной политики объясняется большинство проблем, с которыми сталкивается наша экономика.
Несмотря на все усилия последних лет, мы никак не можем преодолеть зависимость экономического роста от экспорта энергоресурсов и сырья. Доля производств с высокой степенью переработки продукта все еще крайне мала, хотя задача модернизации структуры отраслей была поставлена еще десять лет назад.
По данным Счетной палаты в период финансового кризиса 85% государственных денежных средств, вложенных в экономику, ушло не в производство, а на поддержку финансовой системы. Часть этих денег тут же ушла на фондовый рынок, где резко упал курс акций. То, что только 15% средств ушло на поддержку реальной экономики, говорит о том, что Правительство все еще находится в плену монетаристских концепций, навязанных нам Международным валютным фондов в 90-е годы.
Никакая промышленная политика, никакие структурные изменения без государственных инвестиций в национальную экономику невозможны! Для нас, нашей партии, это – аксиома.
Часто можно услышать сетования на избыточное государственное регулирование, которое не дает развиваться частной инициативе.
Думаю, что разговоры об экономической роли государства в терминах "больше – меньше" сегодня потеряли всякий смысл. Вопрос в том, какое именно и где государственное регулирование необходимо.
Инструменты государственной промышленной политики известны: субсидии стратегическим отраслям, венчурное финансирование, госзакупки, гарантии по займам, различные преференции, защитные пошлины, поддержка экспорта, стимулирование инициатив частного сектора в инновационной сфере, частно-государственное партнерство. Хочу подчеркнуть, что речь не идет о повышении роли чиновника. Если применение всех этих инструментов будет четко прописано в законах, то чиновнику останется лишь одно – исполнять закон.
Отсутствие государственной промышленной политики в полной мере проявилось в ситуации с моногородами. Если продукция градообразующих предприятий не востребована рынком или их владельцы плохо справляются со своими обязанностями – жизнь прекращается. Исправить положение рыночным самотеком в данном случае невозможно. Нужны скоординированные и поддержанные государством усилия по модернизации производственной базы, переориентации производства на выпуск другой продукции, переобучению рабочих кадров и многое другое.
Отдельно хочу сказать о предприятиях оборонно-промышленного комплекса, среди которых немало уральских. Оборонные предприятия всегда были передовыми во всех отношениях, и хочется верить, что так будет и впредь.
По данным Счетной палаты, оборонные заказы систематически не выполняются (в 2009 году – 50%, в 2010 году – 70%), что, как вы помните, вызвало недовольство Президента. Были приняты меры административного и дисциплинарного характера в отношении руководителей ряда предприятий и организаций оборонной промышленности.
Но дело тут не только в так называемом человеческом факторе. Хромает вся система. Закон о бюджете принимается в ноябре-декабре, конкурсы на поставку вооружений не раньше мая, а финансирование начинает поступать в июне июле. И до конца года надо выделяемые деньги освоить. Не могут предприятия так работать.
Серьезной критики заслуживает не только оборонный заказ, но и вся система закупок продукции и услуг для государственных и муниципальных нужд.
Государственный контракт – это наиболее мощный рычаг государственного воздействия на экономическую жизнь. Если этот рычаг не работает, то все остальные так называемые "меры" – капля в море.
Наши предложения
Что, на наш взгляд, необходимо сделать, чтобы промышленная политика перешла из области благих пожеланий к практическим делам.
Первое. Промышленная политика предполагает восстановление государственных функций по целеполаганию и программированию развития страны. Другими словами, надо восстановить управляемость российской экономики. Только тогда действия Правительства приобретут строгую хозяйственную логику, а не будут походить на "броуновское движение".
Второе. Нужна полноценная законодательная база. Нужен базовый федеральный закон о государственной промышленной политике.
Действующие правовые нормы явно недостаточны. У каждого региона, у каждой отрасли свои программы развития, свое понимание модернизации и инноваций. С одной стороны, это хорошо. Но отсутствие согласованных действий – причина многих бед. Плановой экономики давно нет, но межотраслевой баланс и региональные пропорции никто не отменял.
Наша партия должна сдвинуть решение этой важнейшей законодательной проблемы с мертвой точки. Страна без промышленной политики – это страна без будущего.
Третье. Очень важно учитывать специфику промышленного развития отдельных регионов Российской Федерации. Здесь мы рассчитываем получить помощь наших региональных коллег, особенно из самого промышленного района России – Урала.
Сегодня промышленная политика регионов упирается в стену коррупции. Только тогда, когда воровать будет опасно, а производить – выгодно, в регионы потекут инвестиции – главное условие любой промышленной политики. В борьбу с коррупционной заразой должны быть вовлечены все стороны, участвующие в производственной деятельности, – и трудовые коллективы, и профсоюзы, и бизнес.
Наши депутатские фракции в законодательных собраниях должны предлагать программы промышленного и социального развития территорий и участвовать в их реализации.
Четвертое. Никакая промышленная политика не будет эффективной при скудности средств, выделяемых на образование и здравоохранение. Для перехода к высокотехнологичному производству нужен не только денежный, но, прежде всего, человеческий капитал.
С нашими сибирскими коллегами в августе на Конгрессе в Омске мы обсуждали проблему защиты человека труда. Материалы Конгресса опубликованы на сайте партии, и я не буду останавливаться на этом подробно. Хочу только еще раз подчеркнуть, что главное в нашей предвыборной программе – это защита человека труда, благодаря знаниям и умениям которого и создается современная инновационная экономика.
Мы добьемся принятия закона о социальной ответственности бизнеса, который обяжет предпринимателей развивать социальную инфраструктуру регионов и обеспечивать социальным пакетом своих работников. Для тружеников оборонно-промышленного комплекса должен быть сформирован пакет государственных социальных гарантий, чтобы привлечь в производство молодые квалифицированные кадры.
Пятое. Промышленная политика должна содержать в себе меры по охране труда.
Минувшие два года на многое открыли глаза. Достаточно вспомнить шахту "Распадская" и Саяно-Шушенскую ГЭС, чтобы понять, перед какими вызовами стоит наша добывающая промышленность и энергетика. Под дамокловым мечом техногенных катастроф находятся многие отрасли.
Согласно оценкам Международной организации труда, около 30% всех российских тружеников работают во вредных условиях. А по данным российского Института охраны и условий труда, эта цифра составляет 60-70%. Институт учитывает не только работников традиционных производств, но и современных сфер деятельности, оснащенных электроникой, в том числе и офисных служащих.
Лишь 10-15% всех работников, которые по аттестации рабочих мест трудятся во вредных или опасных условиях, имеют льготы и компенсации.
Причиной большинства техногенных катастроф и аварий на производстве является халатность чиновников и жадность собственников.
Мы считаем, что, по крайней мере, в добывающей промышленности финансовую и уголовную ответственность за все нештатные ситуации, в которых погибли люди, надо возложить на собственников.
Думаю, что никакими другими полумерами наплевательское отношение к условиям труда со стороны алчных собственников не преодолеть. Они так и будут по-скотски относиться к людям, экономя на их здоровье, и только считать деньги, лежащие в банках где-нибудь на Каймановых островах. Пора кардинально менять ситуацию!
В феврале этого года нашей фракцией в Госдуме внесен законопроект "О возмездном изъятии (национализации) имущества социально неэффективных собственников". В нем подробно перечислены условия, при которых эти меры могут применяться, в их числе – невыполнение социальных функций и содержание предприятия в ненадлежащем состоянии, способном повлечь гибель людей.
В настоящее время подавляющее большинство применяемых на практике отраслевых и межотраслевых Правил охраны труда не имеют юридической силы как нормативные правовые акты. Они не пересматривались уже десять лет, в то время как должны пересматриваться каждые пять лет. И владельцы предприятий этим нередко пользуются.
Жизнь и здоровье человека – высшие ценности, а любые экономические показатели вторичны. Поэтому наши депутаты должны бить во все колокола, если жизнь и здоровье людей подвергаются опасности.
Чтобы таких тревожных ситуаций не возникало, нужно активнее поддерживать новые независимые профсоюзы. Наша партия давно призывает изменить Трудовой кодекс в пользу предоставления широких возможностей профессиональным союзам. Мы предлагаем предоставить им доступ к данным о текущем финансово-экономическом положении предприятий и закрепить законом возможность участия профсоюзов в наблюдательных советах промышленных компаний. Сами профсоюзные активисты должны быть защищены законом.
Хочу призвать наших депутатов всех уровней активнее взаимодействовать с независимыми от партии власти гражданскими институтами, отстаивающими интересы трудящихся.
Шестое. Мы резко выступаем против оффшоризации российской экономики.
Сегодня более 70% российских производственных активов принадлежит фирмам, зарегистрированным за рубежом, в то время как в США и Евросоюзе не более 10%.
Что это означает? То, что у России фактически нет своей экономики. Для предприятий, зарегистрированных вне налоговой территории России, будущее страны – пустой звук.
В оффшорах "создаются" наличные деньги для подкупа чиновников. Там же находится и собственность чиновников, приобретенная на коррупционные деньги.
Что мы предлагаем в программе партии?
Мы примем законы, устраняющие оффшорные схемы ведения бизнеса. Будет введен специальный налог на выводимые за рубеж доходы и капиталы. Предприятия, чьи собственники зарегистрированы в оффшорах, не смогут пользоваться преференциями и льготами, с ними не будут заключаться контракты на поставку товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд. За создание "однодневок" с целью уйти от налогов будет определен реальный тюремный срок.
Седьмое. Промышленная политика должна заботиться и об экологии промышленных центров.
Часто можно услышать, что экология является непопулярной темой и надо думать о более важных проблемах. Но уральцы знают не понаслышке, что такое враждебность окружающей среды. Челябинск и Магнитогорск по недавнему рейтингу Росстата входит в десятку российских городов с самой неблагоприятной экологической обстановкой.
В мае этого года на IV Невском международном экологическом конгрессе в Санкт-Петербурге наша партия изложила свою позицию по поводу внедрения "зеленых" технологий в промышленное производство. Экологически чистые промышленные технологии – это наиболее востребованная в России область инноваций. Мы считаем, что нет смысла возрождать старые производства, которые своими выбросами убивают все живое вокруг. Промышленное возрождение России должно проходить только в рамках жестких экологических стандартов. От этого зависит и здоровье нации, и вопрос экономического процветания России, и вопрос ее престижа в мире.
В заключение. Наша партия будет отстаивать идею промышленного роста России. Эффективная высокотехнологичная продукция, которой можно по праву гордиться, должна стать символом России!
Хватит ассоциировать российскую промышленность с грязными моногородами, ржавыми станками и коптящими трубами! Наша страна способна стать центром мировой инновационной экологически чистой индустрии! Для этого рабочий человек должен получать справедливое вознаграждение за свой труд.
Уверен, что вместе мы этого добьемся!