Июль ознаменовался бурными дебатами по поводу изменения границ между Москвой и Московской областью. И любопытно то, с какой скоростью и легкостью в этот раз органы законодательной власти приняли столь серьезное и судьбоносное для страны решение. Со времен Юрия Долгорукого ни одному московскому чиновнику в страшном сне не могло привидеться, чтобы одним махом увеличить площадь города вдвое. Территория города увеличивалась постепенно небольшими частями. Вслед за получением новых земель московские градоначальники начинали их поэтапное освоение. И только после того как новая территория полностью вливалась в инфраструктуру города, чиновники начинали строить планы по дальнейшему его расширению. Новые земли прирезались к Москве по десять, двадцать гектаров, не более того.
А в этот раз все произошло, как в сказке по мановению волшебной палочки:
16 июня этого годана открытии Петербургского международного экономического форума Президент РФ Дмитрий Медведев предложил расширить границы Москвы, создав "столичный федеральный округ": "Чтобы улучшить развитие московского мегаполиса, для целей финансового центра и просто облегчить жизнь огромному числу людей может быть также рассмотрен вопрос о расширении границ Москвы. То есть о создании "столичного федерального округа", выходящего за традиционные границы Москвы. Причем с переносом за эти границы значительной доли административных функций федерального уровня и, соответственно, государственных учреждений".
11 июля 2011 года мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Подмосковья Борис Громов представили Президенту РФ Дмитрию Медведеву свои предложения по расширению границ столицы. На встрече Собянин сообщил, что Москва может увеличится в 2,4 раза за счет территорий, ограниченных Киевским и Варшавским шоссе, а также Большим кольцом Московской железной дороги.
13 июля 2011 года Совет Федерации утвердил изменение границы между Москвой и Московской областью.
А почему перед принятием такого решения, в первую очередь, не было проведено референдума? Почему даже не попытались сделать вид, что выяснили мнение по этому поводу самих москвичей и жителей Подмосковья?
Появились многочисленные бодрые отчеты в СМИ о том, что по проведенным опросам население в большинстве своем выступает за расширение границ. Кто проводил эти исследования общественного мнения, и какая общественность отвечала на вопросы эта информация отсутствует, из чего можно сделать логическое заключение, что никаких опросов не было.
Однако по тому, как оперативно депутаты Мосгордумы, прервав свои каникулы, провели внеочередное заседание и одобрили документ о социальных гарантиях жителям присоединяемых районов, можно судить о реальном негативном отношении населения к грядущим переменам. Видимо, власти столицы надеются этими действиями заткнуть негодующие народные рты.
Одобренный Мосгордумой документ предусматривает сохранение размера ставок земельного налога на новых территориях после присоединения к Москве. Также закон впервые устанавливает обязательность учета мнения дачников при решении вопросов развития присоединенных муниципальных образований.
Итак, давайте рассмотрим те плюсы, которые могут получить от этого проекта жители Москвы и Подмосковья? Озвучиваются следующие плюсы:
изменение границы должно повысить инвестиционную привлекательность как Москвы, так и Московской области, что особенно важно для экономического и градостроительного развития;
цены на земельные участки в пределах указанных гектаров возрастут в разы;
решатся транспортные вопросы Москва "разгрузится" от пробок;
решение вопроса нехватки в столице социального жилья;
Теперь давайте посмотрим на эти плюсы с точки зрения здравого смысла. Прирезка новых территорий к и без того огромному городу ничего не решает, а только добавляет новые проблемы еще большие, чем сейчас. Такое расширение приведет к тому, что город станет неуправляемым.
Да, стоимость земельных участков увеличится, только берут сомнения, что от этого выиграют нынешние владельцы. Скорее, многим придется расстаться со своей собственностью "за ломанный грош". В Земельном кодексе согласно пункту 1 статьи 49 этого кодекса, землю у собственника можно изъять, в том числе путем выкупа, только в исключительных случаях, как-то:
1) при проведении мобилизационных мероприятий;
2) для федеральных и муниципальных нужд.
Вот и получится, что все земли, которые окажутся в пределах строительства нового административного центра, будут изыматься у собственников для федеральных и муниципальных нужд. При этом, естественно, никто не будет платить за эту землю собственнику ее рыночную, тем более возросшую стоимость.
Кстати, далеко ходить не надо, есть уже подобный пример Сочи, подготовка к Олимпиаде 2014 года.
Возможность решения вопроса с увеличением социального жилья тоже весьма призрачна. Планируется на новых территориях одноэтажное коттеджное строительство. Не думаю, что его стоимость будет доступна малообеспеченным москвичам.
На создание новой административной инфраструктуры потребуются колоссальные федеральные средства: строительство, коррективы в программу развития московского транспортного узла, реконструкция и строительство дорог Подмосковья, которые на данный момент не готовы к подобным глобальным переменам. Нам всегда не хватает бюджетных средств на увеличение пенсий, решение проблем ЖКХ, ремонт дорог.
Еще один очевидный факт: создание подобной локальной административной зоны сделает государственных чиновников еще более недоступными для простого народа. А это значит, будут созданы новые барьеры, преодоление которых повлечет рост и укрепление коррупции в нашей стране.
Вопрос об избавлении Москвы от пробок, путем такого расширения границ спорный. Практически все специалисты сошлись во мнении, что в результате увеличения территории "Новой Москвы" транспортные проблемы станут острее.
Пока нет официальных данных, в какие цифры выльется весь этот проект федеральному бюджету. Но проанализировав масштабы, можно предположить, что это обойдется стране в цифры с двенадцатью нулями. Стоит ли игра свеч, когда не хватает федеральных средств, для того чтобы увеличить пенсии заслуженным гражданам страны. Поднять заработные платы врачам, учителям, работникам правоохранительных органов. Привести в порядок дороги и ЖКХ.
Что выиграет государственный бюджет от освободившихся, занимаемых сегодня федеральными госучреждениями, площадей, которые оцениваются в Управделами в "миллионы квадратных метров"?
В случае масштабного высвобождения есть только два варианта либо помещения передадутся в социальную сферу музеям, библиотекам, больницам. Либо будут проданы в частные руки. Эксперты прикидывают, что в случае переезда государственных учреждений, освободившиеся площади быстро найдут своих новых владельцев или арендаторов. Многие из зданий государственных учреждений в центре будут использоваться в административных целях без существенных перепланировок, некоторые переоборудованы в гостиницы. За продажу этих зданий без какого либо дополнительного ремонта власть может выручить минимум 3-4 тыс. долларов с квадратного метра, уже приценились игроки рынка недвижимости.
Резко возрастет стоимость подмосковной земли и недвижимости на 20-30 процентов в 10-15 километровой зоне от предполагаемого места размещения органов госвласти.
Кстати, не надо забывать о том, что в Москве и Подмосковье разные структуры власти. Это еще одна проблема, о которой мы пока не говорили. В Москве у муниципальных образований практически никаких полномочий нет, кроме опеки и попечительства, спорта и...ну и все. А в области каждое муниципальное образование имеет в том числе и свои нормативные акты, и свои правила постановки на учет и предоставления жилья вплоть до того, что там размер субсидий по оплате коммунальных услуг может колебаться от района к району. В Москве это единый городской закон, и тут не дернешься. У нас разные законы. Не кардинально, но ощутимо они отличаются. Есть и доплаты к пенсиям.
Скорее всего, мизерные московские надбавки придется перераспределять между жителями вновь образованного округа. По всей вероятности, вырастут тарифы на услуги ЖКХ. Начнется повсеместное выселение москвичей из аварийного и некомфортного жилья, а также очередников, далеко за пределы МКАД, где жилплощадь сейчас значительно дешевле. Одновременно, чему вряд ли обрадуются жители Подмосковья, подорожает недвижимость в области.
Поэтому в итоге получится, что мы решим одну старую проблему, а получим пять новых.
Необходима жесткая политическая воля федеральных, московских и областных властей. Эти вопросы тесно связаны с законодательством, с формированием представительных органов в Москве и Московской области. Вплоть до того, что, если решено присоединять ряд районов, необходимо проводить референдум. Одно дело вывод федеральных структур за черту города и создание отдельного федерального округа. И совсем другое изменение границ.
Вообще складывается такое впечатление, что Россией открыто правит мировое правительство, которое завершает распродажу государства, а заодно выводит органы вассального управления в отдельную охраняемую зону, потому жить вместе с народом, в созданных ими же условиях, уже просто опасно.