Член Президиума Центрального совета партии Александр Чуев о кризисе системы отраслевого управления
Сложившаяся после глобальной приватизации система управления жизненно важными для граждан отраслевыми сферами, такими как электроэнергетика, транспорт, включая железнодорожный и воздушный, жилищно-коммунальные услуги и т.п., сегодня крайне неэффективна и неудобна для потребителя. В целом ряде случаев это становится основной причиной различных техногенных аварий и катастроф.
Часто управленческий хаос является причиной неразберихи и торможения экономической деятельности. Так это, в частности, происходит на железнодорожном транспорте. Так называемый "вагонный" кризис нынешнего года привел к резкому сокращению целого сегмента грузоперевозок, поскольку различные частные компании собственники подвижного состава стали просто мешать друг другу и уклоняться от заключения договоров с производителями продукции. Кроме того, сама политика перевозки более дорогих грузов, повышение тарифов и потеря контроля за "порожняком" создали перекос в производственных логистических схемах. Многие производители оказались просто отрезаны от транспортных путей.
Произошедшая недавно трагедия с пассажирским кораблем "Булгария" также наглядно иллюстрирует все несовершенство системы управления и обеспечения безопасности на транспорте, что является прерогативой федеральных органов власти.
И наконец, несбалансированность и несогласованность в формировании структуры бюджетных расходов привели сегодня к тому, что государственные деньги во многих случаях тратятся впустую. Так одни и те же федеральные и региональные дороги могут ремонтироваться по нескольку раз в году, тогда как реально нуждающиеся в ремонте транспортные магистрали не ремонтируются долгие годы. Одна и та же федеральная трасса, проходя по различным субъектам Российской Федерации, может иметь совершенно различное качество и уровень безопасности проезда. Например, трасса "Москва Ярославль" на участке, проходящем по Владимирской области, до сих пор остается двухполосной, и ее качество оставляет желать лучшего. В то же время на участках Ярославской и Московской областей трасса имеет четыре полосы и значительно более высокое качество покрытия.
Необоснованно завышенная стоимость строительства, да и ремонта российских автомобильных дорог стала уже "притчей во языцех". Тем не менее и в этой сфере есть своеобразные "рекорды бесхозяйственности". В частности, запланированное в свое время правительством Москвы строительство четвертого транспортного кольца должно было обойтись примерно в 165 млн долларов за километр, что во много раз превышает не только среднюю стоимость по России, но является явным "перебором" и для Москвы. К примеру: в Европе стоимость автобана составляет от 2 до 8 млн евро. В США от 500 тыс. до 30 млн долларов.
Абсурдные ситуации встречаются сплошь и рядом, и не только на транспорте. Так в одном из поселений Ярославской области местная больница по национальному проекту "Здоровье" получила новый автотранспорт и ультразвуковую установку. При этом помещение самой больницы до сих пор не отремонтировано, из-за нехватки средства в местном бюджете в больнице нет нормальной мебели и медикаментов. Также нет специалистов для использования переданного больнице высокотехнологичного оборудования.
Слабость и непрофессионализм в государственном управлении проявляются еще и в том, что как федеральная, так и региональная власть просто не умеют эффективно расходовать бюджетные средства.
Еще в 2010г. на одном из заседаний Правительства его Председатель Владимир Путин заявил о "недопустимо высоких неэффективных бюджетных расходах" по итогам 2009 года, который в целом по стране составили 415 млрд рублей. Кстати, и в предыдущем, 2008 году, по оценке Министерства регионального развития России, было выброшено на воздух около 200 млрд рублей. Безусловно, эти официальные цифры отражают только выявленные неэффективно потраченные бюджетные средства. На самом деле масштабы "выброшенных на ветер" денег значительно выше. Не отличаются особой бюджетной эффективностью и региональные власти.
Все это говорит о глубоком кризисе государственного управления, отсутствии на необходимом уровне Федерального и регионального планирования, нестыковке различных федеральных, региональных и муниципальных структур.
Государство сегодня не создает принципиально новую систему управления, а старается перенастроить отдельные элементы советской системы, адаптировав их к новым экономическим реалиям рынка, что невозможно в принципе, поскольку рыночные механизмы нуждаются в абсолютно иных управленческих решениях и подходах.