О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 21 июня 2023 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Выступление Алексея Чепы на заседании Совета по АПК и земельным отношениям

14 июля 2011

Уважаемые коллеги!

Социальная справедливость для нашей партии всегда была ключевой темой при анализе любых проблем развития страны, в том числе при рассмотрении ситуации в агропромышленном комплексе.

В своем выступлении Сергей Михайлович Миронов совершенно верно подчеркнул связь между вопросом обеспечения продовольственной безопасности и проблемами социального обеспечения села, уровнем и качеством жизни сельчан.

К глубокому сожалению, в нашей стране продолжает углубляться пропасть между различными слоями населения, в том числе между горожанами и жителями сельской местности. Совершенно верно было замечено, что если мы не решим социальных проблем, то о выходе на нормальный уровень развития агропромышленного комплекса России придется навсегда забыть.

Говоря о продовольственной безопасности и продовольственной независимости, следует отметить, что Россия до сих пор не вышла на рекомендуемый уровень потребления своими гражданами основных пищевых продуктов, особенно, если рассматривать этот вопрос дифференцированно по группам населения.

Фактическое потребление молочно-мясной продукции ниже рекомендуемых норм на 20%, рыбной – на 45%. Группа населения с наименьшими доходами потребляет меньше, чем в группе с высокими доходами мяса и мясопродуктов – в 2,5 раза, молока и молокопродуктов – в 2,1 раза, овощей и рыбопродуктов – в 2,2, фруктов и ягод – в 3,9, яиц – в 1,7. Однако даже этот уровень потребления достигается не за счет собственного производства, а в значительной мере за счет импорта.

Сегодня 36% продовольствия на столах россиян импортного производства. Для мяса этот показатель равняется 40%, для сахара – 42%, для овощей – 52%. В крупных мегаполисах, прежде всего Москве и Санкт-Петербурге, иногда в доле тех продуктов, которыми питаются граждане, импортные – достигают 70%.

Недавняя ситуация со вспышкой кишечной эпидемии в Европе таинственного вируса Е-coli снова поставила перед нами вопрос: почему Россия, имея прекрасные плодородные земли, квалифицированные трудовые ресурсы, обеспечивает процветание западных производителей, будь то американские птицефермы или испанские парники?

Почему наше государство не в состоянии создать свой собственный рынок сельскохозяйственной продукции и обеспечить собственное население качественной отечественной продукцией?

Вроде бы очевидно, что от инвестиций в отечественное сельское хозяйство, в его развитие напрямую зависит безопасность страны, здоровье граждан, социальная и экономическая стабильность. Но проблема не решается, мы по-прежнему потребляем некачественные, просроченные продукты, которые сбрасывают на российский рынок.

Для оценки степени достижения обеспечения продовольственной безопасности существуют следующие пороговые значения: по зерну и картофелю – не менее 95% отечественного, по сахару и растительному маслу – не менее 80%, по мясу и мясопродуктам – не менее 85%, по молоку и молокопродуктам – не менее 90%, по рыбе и рыбопродуктам – не менее 80%.

Если взять те же Штаты или ЕЭС, то они исходят из необходимости обеспечения 100-процентной независимости. Даже Япония – интересный пример – у которой в 100 раз меньше пашни на человека, чем в США и России, обеспечивает население собственным рисом на 100%, а по остальным видам продукции – на 45%, и это несмотря на то, что затраты на производство риса в 7 раз выше, чем в других рисопроизводящих государствах. Но при этом экономическая доступность риса для населения обеспечивается за счет 87-процентного уровня поддержки аграрных цен.

О таком подходе к решению проблем агропромышленного комплекса не приходится даже мечтать.

Сегодня можно констатировать, что мы с вами почти полностью потеряли сельское хозяйство средней полосы России.

Так у нас в Тверской области, в советские времена полностью обеспечивающей не только саму область, но еще частично Ленинград и Москву; 50% сельскохозяйственных угодий полностью выведено из оборота, перекуплено или зарастает кустарником. Если в 1990 году сеяли 1,5 млн гектар, то сейчас в два с половиной раза меньше. Целые районы ежегодно практически не сеют.

Свернуто в области производство яйца. Работает одна маломощная птицефабрика в Осташковском районе. Отмена дотаций на молоко окончательно подорвало и без того слабую экономику хозяйств и интерес к развитию данной отрасли. Поголовье крупного рогатого скота ежегодно снижается на 3-5%, коров в два раза больше.

В итоге уровень самообеспечения населения области основной сельскохозяйственной продукцией составляет по: мясу – 66,1%, молоку – 70,5%, яйцу – 28,0%, овощам – 51,8%. И это считается еще неплохими показателями для России. Хотя, как известно, уровень самообеспечения ниже 80% характеризует продовольственную зависимость от импорта.

Все экономические болезни Тверской области характерны и для России в целом.

Во-первых, почти полное отсутствие небольших предприятий молочной и мясной переработки. Остро нужны современные минизаводы по приему и переработке сельскохозяйственной продукции на базе крупных хозяйств.

Во-вторых, это отсутствие мелких торговых сетей, работающих непосредственно с производителем. В Тверской области насчитывается порядка 1600 сетевых предприятий торговли. Отдельная сеть, такая как "Магнит" "Апельсин", ООО "Тверской продукт" насчитывает от 33 до 45 предприятий розничной торговли и работает с крупными поставщиками, как правило, зарубежными. Ярмарки выходного дня, проведение которых начало практиковаться в области, вряд ли всерьез изменят ситуацию.

В-третьих, диспаритет цен между продукцией сельского хозяйства и промышленности. Техника, оборудование, электричество увеличились по стоимости в разы, а продукция села на десятки процентов. Обеспеченность новой техникой сельхозпредприятий с натяжкой составляет 30% и процесс технической модернизации сельского хозяйства области, предприятий перерабатывающей промышленности из-за отсутствия оборотных средств затягивается. Чтобы сделать доступным приобретение новой техники – необходимо изменить порядок представления кредитных ресурсов для ее закупки (сейчас на 1млн кредита – 1,5-1,7 млн залога). У многих предприятий не хватает материальных ресурсов, которые банк мог выдавать под залог. Гарантом здесь мог выступить и областной бюджет.

Очевидно, что не оправдывает себя практика, когда кредит не выделяется под импортную технику. Этим мы вместо внедрения новейших технологий будем лишь поддерживать производство устаревшей, не пользующейся спросом техники. С учетом высокой цены сельскохозяйственной техники правильным было увеличить ее субсидирование из бюджета с 20% до 30 % от стоимости.

Необходим мониторинг ценового паритета между сельскохозяйственным сектором и другими секторами экономики, использование индикативных цен для своевременного принятия мер по обеспечению рентабельности мяса, молока, зерна и других жизненно важных продовольственных продуктов.

Мы в партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ профессионально занимаемся проблемами сельского хозяйства уже много лет.

У нас есть готовая программа, как сделать, чтобы импорт продуктов в течение ближайших пяти лет составлял от 5 до 10%, что позволит полностью обеспечить продовольственную безопасность страны и серьезно усилит контроль качества продукции.

Для этого необходимо:

Первое. Существенные дополнительные финансовые ресурсы по обеспеченности качества и безопасности продуктов.

Второе. Увеличение объемов собственного производства продуктов питания для товарозамещения импортных поставок, включение реального механизма по изъятию неиспользуемых земель и вовлечение их в оборот.

Третье. Обеспечение реального контроля продукции на предмет ее качества и безопасности. (Федеральный бюджет выделяет на такой контроль лишь 2-5% необходимого финансирования. Далеко не совершенны методики, не хватает необходимого оборудования, работает в основном заявительный характер характеристики продукта).

Сегодня все мировые крупные сельхозпроизводители поддерживаются серьезными субсидиями со стороны своих государств. Их интересы отстаиваются на самом высоком политическом уровне. Сегодня Россия просто обязана ответить значительным увеличением субсидий в свое собственное сельское хозяйство, вести жесткие ограничения таможенного регулирования.

Дорогие друзья, в заключение я хочу еще раз подчеркнуть, что для решения всех накопившихся проблем в народном хозяйстве нашей страны, в том числе в агропромышленном комплексе, нужна политическая воля и профессионализм. Мы этими качествами в партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ обладаем сполна. Сегодня, накануне выборов в Государственную Думу, мы обязаны максимально мобилизовать наши ресурсы для реализации своей программы.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International