О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 21 июня 2023 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Выступление Алексея Чепы на круглом столе, посвященном социальной поддержке многодетных семей

24 июня 2011

Многодетные семьи!

Уважаемые коллеги, друзья!

Сегодня мы собрались с Вами для того, чтобы обсудить одну из важнейших для нашего общества проблем – проблему государственной поддержки многодетных семей.

Серьезные демографические проблемы России и, прежде всего, проблемы воспроизводства населения требуют особого внимания со стороны власти и гражданского общества к положению семей с детьми. Хочу напомнить, что за период с 2008-го по 2010 год прирост населения снизился в шесть раз.

Несмотря на важность изучения феномена многодетности, ощущается недостаточность исследований в этой области, большинство из которых относятся к периоду конца 80-х – начала 90-х годов прошлого столетия и носят локальный характер. Отсутствие научно обоснованной программы ведет к несовершенству законодательной базы и неадекватности мер помощи многодетным семьям.

Разработка и проведение эффективной демографической и социальной политики, направленной на охрану семьи, требует серьезного анализа.

По данным переписи 2010 года, в многодетных семьях воспитывалось около 16% всех детей в стране (10,6% детей в городах и 16,8% детей в сельской местности). Эти цифры значительно ниже аналогичных показателей 1989 года, когда каждый пятый ребенок воспитывался в многодетной семье, то есть наблюдается резкое снижение доли детей из многодетных семей, особенно, в сельской местности.

Распределение многодетных семей по числу детей показывает преобладание трехдетных семей, которые составляют три четверти всех многодетных. Семей с пятью и более детьми оказывается меньше 8%. В этом смысле Тверская область полностью укладывается в среднестатистическую картину. В нашем регионе большинство многодетных семей имеют трех детей.

По последним данным, в Тверской области проживает 5443 многодетные семьи, из них 4342 семьи – это семьи с тремя детьми (то есть почти 80% от общего числа многодетных семей) и всего 344 семьи (или 6,3%) имеют пять и более детей. Всего же в многодетных семьях Тверской области воспитывается 17 051 ребенок.

Уровень многодетности весьма существенно различается по регионам страны. По субъектам Российской Федерации разброс доли многодетных (от общего числа семей) достаточно велик: от 53,4% в республике Ингушетия до 1% в Санкт-Петербурге. В Тверской области удельный вес многодетных домохозяйств составляет 2,7%.

Таким образом, нам необходимо говорить и об этнокультурных особенностях многодетности и соответственно учитывать эти особенности на законодательном уровне.

По всем социально-экономическим показателям уровня жизни многодетные семьи выделяются по сравнению с другими категориями семей в силу более высокой иждивенческой нагрузки и меньшего относительного числа занятых членов семьи.

Уровень бедности. Многодетные семьи имеют самый высокий уровень бедности: 82% этих семей попадают в число бедных, хотя в структуре бедных они составляют только 5,2%. Душевой дефицит доходов у многодетных выше среднероссийского уровня в 1,5 раза и составляет 44,2% от величины прожиточного минимума.

Помимо высокой иждивенческой нагрузки бедность многодетных семей в значительной степени обусловлена их позицией на рынке труда:

1. низкие заработки трудоспособных – 48% многодетных семей имеют в своем составе работников с заработной платой ниже прожиточного минимума;

2. низкий уровень экономической активности трудоспособных – 31% семей имеют в своем составе членов семьи в трудоспособном возрасте, которые не работают и не ищут работу. Чаще всего это связано с необходимостью ухода за детьми, но следует подчеркнуть, что отсутствие гибких форм занятости на современном российском рынке труда усиливает мотивации этой категории населения в части выбора стратегии экономической неактивности;

3. высокий уровень безработицы: 7% семей имеют в своем составе трудоспособных, которые не работают и ищут работу.

Жилищные условия. Уровень благоустройства жилищ многодетных семей крайне низок. Если в селах они не слишком выделяются среди других типов семей, то в городах уровень благоустройства жилья многодетных семей в два раза ниже, чем семей с одним ребенком.

Социальная защита. Многодетные семьи чаще, чем все остальные семьи с детьми, пользуются поддержкой со стороны государства, и в структуре их наблюдаемых денежных доходов на разные виды пособий приходится 8,8%, но размер этих пособий не решает проблемы, а только несколько снижает ее остроту. Расчеты показали, что дефицит дохода многодетных семей в два раза превышает объем ресурсов, выделяемых на финансирование ежемесячного пособия гражданам из бедных семей, имеющим детей. Региональные социальные программы отличаются широким разнообразием немонетарных форм поддержки, но принципиально то, что многодетные семьи, как и большинство бедных семей, плохо информированы об этих программах.

Законодательные проблемы. Согласно Конституции Российской Федерации в России "обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства". Статьей 38 Конституции установлено, что "материнство и детство, семья находятся под защитой государства", а пунктом "ж" статьи 72 определено, что защита семьи, материнства, отцовства и детства находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На федеральном уровне имеется очень мало норм, посвященных именно социальной поддержке многодетных семей. Единственным специальным нормативным актом федерального уровня по вопросам государственной поддержки именно многодетных семей является Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года №431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей". Однако он носит рекомендательный характер и не обязателен для исполнения, поскольку органам власти субъектов Российской Федерации "предложено" самим определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке. Нормы поддержки многодетных семей, существующие на региональном уровне, в большей своей части дублируют меры, предусмотренные Указом Президента, но практически нет ни одного субъекта Федерации, в котором эти нормы реализовались бы в полном объеме.

В России отсутствует единое социальное пространство в части государственной поддержки многодетных семей, а ее содержание и уровень зависят от места проживания многодетной семьи.

Увы, закон Тверской области "О многодетной семьеи мерах по ее социальной поддержке", принятый еще в 2004 году не отражает актуальных проблем многодетных семей. Ежемесячное базовое пособие на одного ребенка составляет всего 178 рублей! Отсутствуют какие-либо льготы на проезд в железнодорожном транспорте, городском пассажирском транспорте (что реализовано, например, в Москве и Белгородской области). Отсутствуют скидки на оплату услуг ЖКХ (что реализовано в Москве, Московской области и Белгородской области).

На мой взгляд, главная цель совершенствования законодательства Тверской области – это достижение равенства условий между многодетными и обычными семьями. Для этого необходим целый комплекс мер как на законодательном, так и на управленческом и общественном уровне. Необходимо резко повысить социальный статус многодетной семьи. Именно на это направлен закон "Об установлении высшей степени отличия – звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства". Документ разрабатывается фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Тверском заксобрании. Законопроект предусматривает не только набор конкретных льгот, но и решает ряд системных проблем, связанных с образованием и реализацией на рынке труда.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International