Алла Кузьмина о необходимости законодательного решения проблемы государственных социальных стандартов качества и уровня жизни
см. также ↓– Россия вступает во второй десяток XXI века по-прежнему с низкими показателями качества и уровни жизни. Большая часть общества продолжает выживать на "прожиточный минимум", используя "минимальную корзину потребителя", занимая 129 место по продолжительности жизни в мире.
По сути, уровень качества жизни населения показывает, насколько государство выполняет одну из своих конституционных функций – проведение социальной политики, которая гарантировала бы каждому гражданину необходимый жизненный уровень. Решению этой задачи должна способствовать система государственной социальной стандартизации качества жизни населения с определением ответственности за их соблюдение федеральных и региональных органов власти и органов местного самоуправления.
В настоящее время основой законодательства в области социальной стандартизации являются Федеральные законы "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", "О минимальном размере оплаты труда", "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и т.д. К сожалению, действующие законы устанавливают только минимальные социальные стандарты, такие как уровень нищеты, бедности, минимальной заработной платы, компенсационных выплат для отдельных категорий населения.
В Концепции социально-экономического развития до 2020 года, направленной на решение стратегических задач социального развития, также отражены лишь частичные представления о перспективах развития социальной жизни страны. Предложения о необходимости государственной поддержки гражданских инициатив и социально ориентированных некоммерческих организаций, о необходимости вовлечения институтов гражданского общества в реализацию намеченных перспектив, остались неучтенными.
Поэтому столь важно законодательное утверждение и внедрение в практику государственных социальных стандартов качества жизни – ценностных представлений общества о достойном качестве и уровне жизни. Не о минимальных, а об оптимальных уровнях государственных социальных гарантий, способах достижения средних и высоких стандартов жизни. Общество обязано знать, к каким стандартам качества жизни оно должно стремиться в обозримом будущем.
В этой связи, на мой взгляд, актуально звучит инициатива партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ о необходимости законодательного решения проблемы государственных социальных стандартов качества и уровня жизни – гарантий, на основе которых и должна проводиться государственная социальная политика независимо от региона проживания конкретного человека. Именно они, являясь одним из инструментов управления социальной сферой, представляют собой основные ориентиры в реализации социальной функции государства.
А в центре социально-экономической политики необходимо поставить заинтересованность человека в улучшении собственной жизни, потребность в личностном развитии, сформировать мотивации, и одновременно создать систему государственных социальных стандартов качества и уровня жизни, призванной обеспечить реализацию гарантированных Конституцией социальных прав граждан вне зависимости от места их проживания, которые должны стать ориентиром для регионов в разработке региональных социальных стандартов, учитывающих различные условия жизни людей на разных территориях нашей страны и различные финансовые возможности повышения качества и уровня их жизни.