Александр Ломакин-Румянцев: Доступность транспорта и инфраструктуры – это реальное обеспечение конституционных прав инвалидов
Выступление "Пассажирском форуме – 2011"
см. также ↓Уважаемые участники пассажирского форума!
На этом форуме я представляю Всероссийское общество инвалидов, объединяющее около 2 млн. человек по всей России. Которые, естественно, являются пассажирами – то есть потребителями транспортных услуг. И вот о доступности этих услуг (не затрагивая вопросы финансовой доступности) мне и хотелось бы сказать.
Прежде всего, о том, как этот вопрос отражен в законодательстве.
Еще в "Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов", принятых ООН в 1993 году, говорится, что "Государствам следует принимать меры для устранения барьеров, препятствующих использованию материального окружения"
В законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", принятом еще в 1995 году, сказано: "Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам ... для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта"
"Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами".
В сентябре 2008 года Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов и в настоящее время готовится к ее ратификации. Конвенция говорит, что "государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, ... а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах." И специально подчеркивается, что "частные предприятия, предлагающие объекты и услуги для населения, должны учитывать все аспекты доступности для инвалидов", что "услуги и объекты, предназначенные для населения в целом, должны быть в равной степени доступны для инвалидов и отвечали их нуждам"
Как мы видим, и в международном, и в российском законодательстве необходимые нормы есть. Но что у нас с практикой их воплощения? Наверное, хотя в последние годы и есть определенный прогресс, но надо сказать, что за 16 лет он мог бы быть существенно больше.
Определенные надежды мы связываем с новой Государственной программой "Доступная среда" на 2011 – 2015 годы, утвержденной Правительством 17 марта. В рамках Программы и Минтрансом России (надо отметить, что Министерство пока уделяет, мягко говоря, явно недостаточное внимание этим вопросам), и региональными и муниципальными властями должен быть реализовать ряд важных мероприятий, но очень важно, чтобы этой программой все и не ограничилось – это должно стать постоянной работой.
Итак, как же обстоит дело сейчас в реальности? Вопросы доступности общественного транспорта сейчас, когда государство перестало обеспечивать с 2005 года инвалидов индивидуальным специальным транспортом, приобрели первостепенное значение.
Морской и речной транспорт как были недоступными для инвалидов, так и остаются. За 15 лет здесь ничего не изменилось.
Городской транспорт.
Отрадно, что в последние годы все больше появляется в городах (особенно это заметно в Москве) низкопольных автобусов и троллейбусов, часть из которых оборудуется подъемниками для инвалидов на колясках. Действительно, при обновлении парка это делать необходимо. Но важно не забывать и о других категориях инвалидов – хорошо, что в Москве принято, наконец, решение отказаться от турникетов, затруднявших посадку всех и делавших ее практически невозможной для многих инвалидов. Хотелось бы, чтобы и в других регионах это сделали.
Железнодорожный транспорт.
Поезда. Более 15 лет назад по инициативе РЖД (тогда еще МПС) были разработаны вагоны со специальным купе для инвалидов. Это купе создало новый формат комфортного проезда на поездах дальнего следования. Но на дворе 21 век и, не говоря о проблемах, которые сейчас есть в связи с эксплуатацией этих отдельных купе, хотелось бы обратить внимание на то, что пора задуматься и о приспособлении вагонов в целом.
Электрички остаются практически недоступными из-за, во-первых, отсутствия подъемников на низких платформах (а их в России очень много), и, во-вторых, из-за отсутствия мест для размещения в вагоне инвалидов на колясках. Кстати, это же крайне затрудняет использование электричек и семьями, у которых дети в колясках – места для размещения детской коляски в вагонах нет.
Доступность вокзальной инфраструктуры – отдельный вопрос. И при этом нельзя забывать и о том, что инвалид должен иметь возможность свободно добраться до транспортного средства (это относится ко всем видам транспорта). Надо рассматривать вопрос доступности всех видов транспорта в увязке с вопросом доступности всего маршрута от дома до остановки автобуса или вокзала.
Практически два вокзала в России – в Самаре и Павелецкий в Москве – является сегодня полностью доступными.
Надо отметить, что РЖД продолжает заниматься этой проблемой. Так, 6 декабря прошлого года по его инициативе состоялась конференция "Транспортная политика в области предоставления оптимальных условий пассажирам с ограниченными возможностями", в работе которой наряду с представителями ОАО РЖД приняли участие и представители других транспортных организаций, и, что очень важно, представители общественных организаций инвалидов. Надеемся, что принятые на конференции решения будут воплощены в жизнь.
Авиатранспорт.
На мой взгляд, в этой сфере принципиальных изменений за 15 лет не произошло. Как заносили в России инвалидов в самолет на руках, так в большинстве случаев и продолжают заносить. Как не было бортовых кресел-колясок, так, не смотря на изменившийся парк самолетов, и нет. Как был для инвалидов специальный маршрут через медпункт – так и остался. Более того, произошли возмутительные случаи, когда людям из-за инвалидности отказали в перевозке.
Поэтому крайне важно, чтобы не только сам транспорт был доступен, но и услуги, предоставляемые всем, распространялись в равной степени и на инвалидов. И не случайно, что еще в Стандартных правилах (1993 год!) специально подчеркивалось – "организации, ответственные за предоставление услуг инвалидам, должны осуществлять соответствующую подготовку своего персонала". О соответствующей норме Конвенции о правах инвалидов я говорил в начале.
И как о "первой ласточке" в изменении ситуации, хочу сказать о предложении, поступившим в ВОИ от Ассоциации производителей сервисных услуг для пассажиров на транспорте о совместной разработке Стандарта качества обслуживания авиаперевозок пассажиров с ограниченными двигательными функциями. В ближайшее время ВОИ подпишет с Ассоциацией меморандум о совместной деятельности, и мы надеемся в апреле уже представить вышеназванный стандарт.
И такое взаимодействие, как и работа с РЖД, будут полностью соответствовать еще одной норме Конвенции – "в рамках процессов принятия решений по вопросам, касающимся инвалидов, обязательны консультации с инвалидами, включая детей-инвалидов, и активно привлечение инвалидов через представляющие их организации". Мы надеемся, что и Минтранс, и другие структуры сделают это обязательным принципом своей работы.
За неимением времени о транспортных проблемах инвалидов я говорил практически тезисно, но важно понять, что доступность транспорта и инфраструктуры – это не только комфортная среда для каждого человека, включая и инвалидов, но и реальное обеспечение их конституционных прав.