В Госдуме прошел правительственный час с участием Министра образования и науки России Андрея Фурсенко. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Виктор Шудегов:
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги, уважаемый господин министр!
Задача министра и министерства, кроме разработки стратегии развития образования, прежде всего, состоит в том, чтобы защищать свою отрасль от любых посягательств, защищать все то, что достигнуто в этой отрасли. Нужно заботиться о школах, в том числе, и в сельской местности, о сохранении учреждений начального и среднего профессионального образования, вузов, в том числе, университетов.
А что получается сегодня? Сегодня нам приходится защищать отрасль от высказываний самого министра. То у нас слишком много учителей, нужно каждого шестого сократить, то слишком много преподавателей в вузах, надо каждого десятого сократить, то слишком много университетов, надо их сократить до 150, как до революции. Поэтому задача министра ставить, для того чтобы все это сохранить, эти неудобные вопросы и перед президентом, и перед правительством, и, конечно же, перед Государственной Думой.
Коллеги, вспомните, был ли хотя бы один случай, чтобы пришел министр к нам и обратился с просьбой товарищи депутаты, давайте повысим стипендию студентам, давайте повысим зарплату учителям, давайте повысим заработную плату научным работникам. Не было такого случая. Более того, в последние шесть лет Министерство образования науки живет самостоятельной, оторванной от законотворческой деятельности жизнью.
Приведу только два примера. Новый закон об образовании. Ни один депутат профильного комитета не был приглашен к участию к разработке этого законопроекта. Новые образовательные стандарты. На титульном листе вы увидите авторов, это Кондаков, Кезина, но не увидите ни одного депутата. Результат: только что, в понедельник, я участвовал в дебатах на одном из радио, где также было проведено экспресс-голосование по реформам, которые проводит министерство. Как вы думаете, сколько процентов высказалось против реформы? 98 процентов!
Коллеги, и это притом, что мы все прекрасно с вами понимаем, что реформы в образовании нужны. Важно, чтобы и родители, и обучающиеся, и педагогическое сообщество понимало, а самое главное, принимало эти реформы, иначе это пустая трата или освоение бюджетных денег и порождение агрессивных настроений в массах трудящихся и обучающихся.
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в течение года предлагает провести всероссийский съезд работников образования, учителей, на котором бы мы приняли стратегию развития образования, обсудили новые образовательные стандарты, обсудили бы новый будущий закон "Об образовании". И тогда это было бы актом всеобщего согласия и не было бы таких разногласий и противоречий в оценке законотворческой деятельности, которую проводит наше министерство.
Коллеги, буквально несколько слов еще о новом стандарте. Дважды мы принимали с вами федеральный закон, чтобы отложить вступление, один раз на один год, потом второй на второй год вступление этих стандартов. И что мы увидели? Наконец-то, мы думали, что мы увидим прекрасные стандарты. Однако все оказалось не так.
Коллеги, наша фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагает перечень предметов, которые составляют основу основ нашего школьного образования, утвердить федеральным законом, чтобы никому из представителей, никому не дать торжествовать на субъективной основе, на руинах российской системы образования, чтобы это было действительно актом опять же всеобщего согласия, принято обеими палатами и подписано Президентом Российской Федерации.
Очень много, безусловно, у нас осталось вопросов. То, что президент предложил обсуждать всенародно новый закон "Об образовании" это очень важно. Более 11 тысяч замечаний сделано, а кто-нибудь учитывает эти замечания? Конечно же, нет.
До сих пор, больше полугода мы говорим о том, что надо ввести начальное профессиональное образование, его до сих пор нет в нашем новом законе "Об образовании" и вряд ли оно будет.
Коллеги, мы принимали с вами 83-й закон, и все говорили: да, ведь стандарты не дадут нам сократить, ухудшить положение, в том числе материальное, в системе образования. А что получилось? С помощью стандартов мы в два раза сокращаем число предметов. Вот вам и сокращение в два раза финансирования, в том числе, и сокращение наших учительских кадров. Наша система образования требует реформ, направленных на качество образования, а не на его снижение.