О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Госдума приняла в первом чтении поправки в Уголовный кодекс РФ, усиливающие ответственность за преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних

26 января 2011

 см. также ↓

Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона № 349188-5"О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних". С докладом выступила разработчик законопроекта, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина:

– Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты!

Вашему вниманию предлагается законопроект, который экспертное сообщество и журналисты окрестили антипедофильским. Этот законопроект предусматривает комплекс норм, содержащих гарантии сексуальной безопасности наших детей.

Актуальность тех поправок, которые вносятся в Уголовный кодекс данным законопроектом, обусловлена тем, что, к сожалению, сохраняется негативная тенденция, связанная с преступлениями, совершаемыми в отношении детей, прежде всего, в части, касающейся их сексуальной защищенности.

По данным Следственного комитета Российской Федерации, только за первое полугодие 2010 года было совершено более пяти тысяч преступлений сексуального характера. Практически каждый десятый ребенок, который становится жертвой преступления, это ребенок – жертва сексуального насилия. За последние семь лет число таких преступлений выросло вдвое.

Мы с вами в прошлом году принимали хороший законопроект о поправках в УК, который тоже был направлен на защиту детей от сексуального насилия, но, к сожалению, некомплексность этого законопроекта не позволила получить тот эффект, на который мы рассчитывали.

Предлагаемый законопроект позволяет обеспечить необходимую систему норм, защищающих наших детей. Что входит в этот комплекс поправок? Законопроект охватывает все 23 состава уголовных преступлений, которые связаны с преступлениями сексуального характера. И сегодня... и суть этих поправок, их всего 10 комплексных, в чем смысл? 10 комплексов или комплексных норм, которые затрагивают вот эту сферу.

Во-первых, во-первых, это все преступления сексуального характера в отношении детей. Термин достаточно условный – преступления сексуального характера, хотя в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации расшифровка этого определения есть.

Второе, что важно для этого законопроекта – исключается признак заведомости из всех статей, которые предусматривают ответственность за преступление сексуального характера. Это очень важный момент, потому что сегодня наличие признака заведомости означает, что только в том случае возбуждается уголовное преследование, уголовное дело по этим фактам, если дознаватель, это, как правило, сотрудник милиции или следователь, установит на момент возбуждения уголовного преследования, что тот, кто совершил это преступление, понимал и осознавал, что перед ним несовершеннолетний.

Фактически на этом только факте существовало и существует масса манипуляций, когда вполне законно можно отказать в возбуждении уголовного преследования, ссылаясь на то: а не установлено, не доказано, что тот, кто совершил это преступление (мужчина или женщина) понимал, что перед ним ребенок.

Фактически и нормы международного права требуют, чтобы только сам объективный факт, который легко установить, что жертвой стал ребенок, уже должно являться достаточным основанием для возбуждения уголовного преследования. А все другое: как выглядел ребенок, мог ли тот, кто совершил это преступление осознавать, что перед ним ребенок, это уже разрешается в рамках уголовного преследования и влияет на прекращение уголовного дела, либо в последующем на смягчение уголовного наказания.

Третье, что очень важно. Данный законопроект четко разграничивает насильственные, ненасильственные преступления. Вот из-за этого весь спор, потому что сегодня нечеткость разграничения насильственных и ненасильственных приводит к вопиющим фактам, когда отец или отчим, который насилует своего ребенка (девочку) в течение ряда лет, при отсутствии признаков насилия, привлекается к уголовной ответственности за ненасильственное преступление в отношении ребенка. Но разве может пятилетний, четырехлетний ребенок возражать или каким-то образом сопротивляться отцу или отчиму?

Наш законопроект предлагает в статью 131 "Изнасилование" включить примечание, согласно которому вводится нижняя граница, так называемых, ненасильственных сексуальных преступлений. Если ребенок не достиг возраста 12 лет, это является безусловным основанием для того, чтобы относить преступление сексуального характера: половое сношение, мужеложство, иные действия сексуального характера к насильственным преступлениям, за которые предусмотрено самое жесткое наказание.

Соответственно вносятся поправки в 134-ю и 135-ю статьи, откуда убирается вот эта возможность совершения ненасильственного преступления в отношении ребенка, не достигшего 12 лет.

И мы очень надеемся, что вот эти поправки очень серьезно скажутся на борьбе с этими видами преступлений.

Четвертое. Вводятся квалифицирующие признаки, ужесточающие наказание за ненасильственные преступления. Во всем мире преследуют за то, в особом порядке и более жестко наказывают, если это совершил родитель, законный опекун, если это совершил педагог. В нашем Уголовном кодексе пока этого нет.

Предусматривается более жесткая ответственность, если преступление сексуального характера совершено на территории образовательного учреждения или иного детского учреждения. К сожалению, у нас пока в УК нет. Предлагаемым законопроектом такого рода устраняется пробел.

В-пятых, разграничиваются составы преступлений, ненасильственных преступлений сексуального характера, вот эти известные статьи 134 и 135 (наказание за половое сношение, мужеложство, лесбиянство), предусматривается максимальное до 15 лет лишения свободы, минимальное три месяца лишения свободы, за развратные действия в отношении детей минимальное – штраф 2500 рублей, максимальное – 12 лет лишения свободы.

И сегодня сложилась такая ситуация, что когда, извините, но я вынуждена говорить такого рода вещи, анально-генитальный, орально-генитальный сексуальный акт совершается между мужчиной и мальчиком либо женщиной и девочкой, то это вот такого... от трех месяцев лишения свободы до 15 лет лишения свободы, а если аналогичные действия совершаются между женщиной и мальчиком либо между мужчиной и девочкой, то наказание гораздо ниже.

Это совершенно недопустимые вещи, потому что абсолютно одинаковые по степени тяжести и общественной опасности деяния. Мы устраняем такого рода нелогичность.

В-шестых, вводится определение терминов "порнография", "детская порнография".

Не стоит в этом зале рассказывать, вы неоднократно, уважаемые коллеги, приводили примеры, что происходит сегодня с оборотом порнографической продукции.

Один из самых ключевых моментов, что же такое порнография и что такое детская порнография, этот законопроект позволяет устранить. То есть мы даем в руки нашим правоохранительным органам ключ к тому, чтобы решать вопрос даже без экспертизы первичной относительно того, чтобы возбуждать уголовное преследование по этим фактам.

В-седьмых, расширяется перечень уголовно-наказуемых деяний в сфере сексуальной эксплуатации детей путем установления уголовной ответственности за незаконное изготовление, хранение, даже единичное, детской порнографии. Я хочу обратить ваше внимание, что повышенная степень общественной опасности именно детской порнографической продукции, которая абсолютно запрещена и должна быть абсолютно запрещена, связана с тем, что по данным исследований у 83 процентов задержанных владельцев детской порнографии изымается детская порнография или изображения детей в возрасте от шести до 12 лет, у 39 процентов – от трех до пяти, у 19 процентов – до трех лет и даже грудных младенцев.

Регулярный просмотр детской порнографии приводит к тому, что у таких педофилов появляется стремление проявить активность, вступить в контакт и найти как можно более изобретательные снимки. Такова, к сожалению, реальность. Поэтому даже один снимок, он, как правило, является основанием для того, чтобы появилась картотека у такого лица. Это заведомо опасность для детей.

Восьмое. Вводится в качестве самостоятельного состава преступления статья 151.1, предусматривающая использование ребенка для изготовления порнографии. К сожалению, сегодня этот состав самостоятельно не выделен, а он рассматривается в международном уголовном праве как разновидность торговли детьми в целях сексуальной эксплуатации. Мы устраняем такого рода пробел.

В-девятых, устанавливается повышенная уголовная ответственность за использование, за оборот порнографической продукции с использованием сети Интернет. Жаль, что до сих пор такого рода пробел не восполнен.

И, в-десятых, вводится дополнительное наказание в виде запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за такие преступления как вовлечение детей в занятие проституцией, использование детей для занятия проституцией.

Благодаря этому блоку поправок мы фактически делаем сильный, единый, системный комплекс, позволяющий защитить сексуальную и половую свободу наших детей, и обезопасить их от тех, кого принято называть педофилами.

Применительно к замечаниям, которые содержатся в официальном отзыве правительства, должна заметить, что мы согласны с тем, что ко второму чтению требуются некоторые поправки в статью 131 и 132, чтобы устранить внутренние противоречия в связи с появлением новых поправок и с тем, чтобы ввести уточнение за счет использования термина "натуралистическая" в определении термина "порнографии".

От имени авторов этого законопроекта я хочу выразить признательность Правительству Российской Федерации и ответственному Комитету по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству за поддержку законопроекта, умение подняться над партийными, личными или ведомственными интересами. И еще раз хочу обратить внимание, что история прохождения данного законопроекта лишний раз подтверждает нашу думскую способность договориться и друг с другом и с Правительством Российской Федерации, но в тех случаях, когда мы действуем во имя общих, высших целей, какими в данном случае являются цели безопасности российских детей, их защита от сексуального насилия.

От имени авторов законопроекта призываю вас, уважаемые коллеги, поддержать данный законопроект в первом чтении, и выражаю надежду, что мы сможем принять этот законопроект в целом в весеннюю сессию. Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024