Елена Вторыгина провела в Госдуме круглый стол "Отдых и оздоровление детей. Итоги и уроки лета 2010"
Депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе, член Комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей Елена Вторыгина провела в Госдуме круглый стол "Отдых и оздоровление детей. Итоги и уроки лета 2010".
Елена Андреевна, судя по отчетности исполнительной власти, летний отдых детей в этом году прошел замечательно. Какие же уроки Вы намеревались извлечь из диалога с представителями регионов России?
В первую очередь, надо сказать, что 2010 год стал в каком-то смысле экспериментальной площадкой в летней оздоровительной кампании. Изменился механизм его организации и финансирования. Несомненно, положительным моментом стало то, что были уравнены в правах на получение путевок дети работающих и безработных граждан, военнослужащих. Можно отметить самоотверженную работу директоров и персонала детских оздоровительных лагерей, которые, будучи поставлены в новые и чрезвычайно сложные условия, тем не менее достойно справились с задачами организации отдыха.
Однако нельзя сегодня не отметить те негативные тенденции и проблемы, которые имели место. Первая из них – в стране продолжает уменьшаться количество летних загородных оздоровительных лагерей. Их количество плавно перетекает в открытие так называемых "школьных площадок". По нашим данным, за последние несколько лет число загородных лагерей сократилось почти на тысячу, и, соответственно, в них не отдохнули порядка 600 тысяч детей ежегодно. А вот число детей в лагерях дневного пребывания "подскочило" с 833 тысяч в 2003 году до 2 млн 783 тысяч в 2010 году.
Вы не предполагаете, что это связано с определенной дешевизной такой услуги, как школьная площадка?
Несомненно. Сравните: средняя стоимость одного дня пребывания ребенка в загородном оздоровительном лагере в центре России составляет 680 рублей, а в лагере дневного пребывания – 87 рублей, в Южном Федеральном округе 750 и 97 рублей соответственно. При этом никто не говорит о качестве содержания в таких лагерях, об их эффективности для развития личности ребенка. И почему мы забываем о таком аспекте, как смена окружающей обстановки на время каникул?
А насколько регионы смогли предоставить равные возможности семьям с детьми на летнюю оздоровительную кампанию?
В том-то и дело, что не все регионы страны смогли сохранить прежний уровень финансирования этой сферы или повысить его. Хотя расходы на летний отдых детей должны относиться к защищенным статьям региональных бюджетов, об этом на совещании по организации летнего отдыха детей и подростков заявил Президент России Дмитрий Медведев. Но в некоторых областях имели место сокращения объемов финансирования по сравнению с 2009 годом. При этом показанный статистикой рост числа отдохнувших детей – это не что иное, как увеличение численности детей в пришкольных лагерях.
Тем не менее Роспотребнадзор заявил, что "выраженный оздоровительный эффект" отмечается у 83,7% детей, а это на 3% больше 2009 года.
Эффект оздоровления должен быть выше. Нельзя, конечно, сбросить со счетов аномальную жару и природные пожары прошедшего лета. Однако мы знаем, что в 2010 году целый ряд детских лагерей просто не смог открыть свои двери для детей.
И здесь причин несколько. Это не законченные ремонтные работы, отсутствие желающих отдыхать в лагерях в сельской местности, недостаточное финансирование у собственников или смена собственников. Кстати, и в открытых детских лагерях контролирующие органы выявляли нарушения составлено более 20 тысяч протоколов об административных правонарушениях, выявлены множественные факты санитарно-эпидемиологического неблагополучия. И это мы также обсуждали в ходе дискуссии.
Главный санитарный врач Геннадий Онищенко очень верно отметил, что сегодня нет типовых правил для лагерей летнего отдыха детей, а врачи, получающие зарплату в частных лагерях, скрывают факты вспышек заболеваний. Специалист также предложил усилить надзор за отправкой детей на юг, так как иногда их селят даже не в лагерях, а в недостроенных домах.
Какие основные позиции дискуссии получили наибольшую поддержку участников круглого стола?
Мы пришли к выводу, что в стране до настоящего времени отсутствует единая государственная политика относительно целей и задач организации летнего отдыха и оздоровления детей. Действующая нормативно-правовая база, регулирующая организацию такого отдыха, нуждается в совершенствовании как на федеральном, так и на региональном уровнях. Межведомственная разобщенность приводит к отсутствию координации в данной сфере. Тенденция сокращения загородного отдыха и наращивание объемов пришкольного вызывает тревогу.
Исходя из всего сказанного, участники круглого стола пришли к убеждению, что государству необходимо принимать меры по сохранению и развитию системы загородных оздоровительных лагерей. При этом надо уделить особое внимание лагерям круглогодичного действия как наиболее эффективным звеньям детского отдыха и постепенно изменять приоритеты в сторону планового перехода от сезонного к круглогодичному циклу оздоровления.
Далее мы пришли к выводу, что надо создать Единый реестр детских загородных оздоровительных лагерей, ведение которого возложить на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Но это потребует изучения материальной базы лагерей во всех регионах России...
Конечно, и сразу будет понятно, какие объемы финансирования нужны на ремонт и восстановление, какие лагеря смогут работать круглогодично, а какие нет. Сегодня многие лагеря просто не приспособлены для круглогодичного функционирования, а строительство новых лагерей в регионах практически не ведется.
Кроме того, не стоит забывать: сокращение так называемых "ведомственных лагерей" обусловлено тем, что данные лагеря относятся к непрофильным активам и подлежат передаче субъектам, органам местного самоуправления либо частному сектору. Мы посчитали, что в указанных случаях должен действовать мораторий на перепрофилирование переданных лагерей.
В итоге, какие были выработаны рекомендации?
Администрации Президента участники круглого стола рекомендовали рассмотреть вопрос об определении концептуальных принципов государственной политики по организации системы детского отдыха и оздоровления. Правительству России было предложено рассмотреть вопросы о разработке проекта федерального закона об организации отдыха детей в России. В нем, в частности, должно найти отражение такое понятие как "услуга предоставления детского отдыха и оздоровления" в качестве меры социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Также было рекомендовано создать при Правительстве России Координационный совет по организации детского отдыха, в который вошли бы представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти, правоохранительных органов, общественных организаций. Деятельность данного Совета должна быть направлена на координацию органов госвласти и общественных организаций по организационному, кадровому и методическому обеспечению отдыха и оздоровления детей.
Отдельный список рекомендаций мы предложили субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления.
Например, мы рекомендовали им постепенно изменять приоритеты в сторону перехода от сезонного к круглогодичному циклу отдыха детей, способствовать процессу передачи неиспользуемых длительное время детских лагерей хозяйствующим субъектам в хозяйственное или оперативное управление. Также было рекомендовано систематизировать деятельность контрольных органов по проверке учреждений отдыха и оздоровления детей.
По итогам круглого стола мы подготовили обращение к Правительству о мерах по сохранению и развитию системы отдыха и оздоровления детей.