О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Сергей Миронов выступил на пленарном заседании VI Ассамблеи Всемирного форума "Интеллектуальная Россия"

18 ноября 2010

 см. также ↓

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

Я рад приветствовать вас на шестой Ассамблее Всемирного Форума "Интеллектуальная Россия". Сегодня нас принимает инновационный центр "Сколково", который формируется усилиями всей России и призван стать пионером в деле создания новой научно-исследовательской системы нашей страны.

Проект "Сколково" – это очень важный и долгожданный индикатор. Индикатор отношения к науке, технологиям и инновациям в нашей стране. Это важнейший стартовый импульс для претворения в жизнь курса на всестороннюю модернизацию российского общества, проводимого Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым.

Как вы знаете, в сентябре текущего года принят специальный 244-й Федеральный закон, регулирующий юридический статус Центра. Тем самым правовое поле инновационной деятельности на его территории в целом оформлено. Теперь дело – за научным сообществом.

Без ложной скромности можно сказать, что инициативы по созданию в России нового типа инновационных инфраструктур не в последнюю очередь стали возможны благодаря нашей с вами работе. За пять с половиной лет, прошедших с момента нашей первой Ассамблеи, проделан колоссальный труд! Когда мы, собравшись впервые в подмосковной Дубне в феврале 2005 года, говорили о задачах приоритетного развития науки и технологий, о необходимости чрезвычайных мер по поддержке научного сообщества как условия стабилизации и прогресса отечественной экономики, многим наблюдателям наши слова казались лишь благими пожеланиями.

Преодоление подобного скептицизма и актуализацию задач технологического прорыва я считаю важной заслугой нашего Форума. Прошло каких-то 5 лет – и об инновационном развитии говорят не только ученые, не только специалисты и эксперты, но и управленцы всех уровней. Модернизация – главный пункт сегодняшней повестки дня и в экономике, и в политике, и в области социального развития. Российское общество требует Развития! А значит, мы работали и продолжаем работать не зря!

Развитие инновационных институтов

За последние годы в Российской Федерации создан ряд новых инновационных институтов, проведено их правовое оформление.

Реализуется государственная программа "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий". В июле 2009 года принят закон о создании малых инновационных предприятий при вузах и научных учреждениях.

Были внесены поправки в 70-й Федеральный закон "О статусе наукограда Российской Федерации". И только что, 10 ноября, состоялось заседание президиума Совета законодателей по вопросам законодательного обеспечения развития наукоградов в России.

В июле нынешнего года принят Федеральный закон "О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт", закрепляющий в правовом поле еще одну форму исследовательской организации. На уровне вузов учрежден статус Национальных исследовательских университетов. Не так быстро, как хотелось бы, но все-таки растут бюджетные отчисления на фундаментальную науку.

С другой стороны, при всей важности реализуемых инновационных экспериментов нельзя забывать и об опыте прошлых лет, доказавшем свою результативность в российских условиях.

Государственная поддержка, несомненно, должна быть оказана всем формам организации работы ученых: новосибирскому и томскому Академгородкам, исследовательским институтам в Дубне, Зеленограде, Обнинске, другим нашим прославленным научным и научно-промышленным центрам. Эти центры – не просто гордость за прошлое нашей науки. Это добротная и надежная инфраструктура для новой экономики Российской Федерации, экономики знаний и высоких технологий!

К сожалению, на практике отстаивать интересы ученых зачастую бывает крайне сложно. Так, прошлой зимой в Государственной Думе шла жесткая борьба за принятие закона о налоговых преференциях малым инновационным предприятиям. Его реализация позволила бы в короткие сроки привлечь в инновационный сектор тысячи предприятий малого и среднего бизнеса, для которых сегодня внедренческая деятельность является "высоко рискованной авантюрой".

Продолжаются споры вокруг базисного закона об инновационной деятельности. Споры идут, а время уходит!

Всем очевидно, что существенным препятствием для развития прикладной науки является отсутствие эффективных механизмов внедрения научных разработок в производство. Стимулирование прикладных исследований в вузах пока носит во многом половинчатый характер. Заинтересованность частного капитала в венчурном бизнесе сдерживается, в том числе, несовершенством и забюрократизированностью конкурсных процедур.

Поэтому в первую очередь нужно создавать правовые, налоговые, кредитные и другие условия, которые сделают по-настоящему выгодной подобную деятельность.

Очень перспективна и такая форма стимулирования, как создание общероссийской системы правительственных грантов на коммерциализацию научных разработок. Эта система успешно работает за рубежом. Государство берет на себя существенную часть финансового обеспечения (до 90%) уже на стадии опытного производства и обеспечивает организационно-правовую поддержку вновь создаваемых производственных компаний. В случае успеха к формированию капитала для запуска инновационной продукции в серию могут подключаться венчурные фонды.

Причем такая система грантов на НИОКР должна носить адресный характер: нужно, чтобы деньги шли под конкретное имя – ученого или научного коллектива. Справился исследователь с задачей – значит, он получит новый заказ и поддержку государства. Не справился – больше помощи не будет!

Наконец, необходимо скорейшее устранение пробелов в законодательстве, регулирующем права интеллектуальной собственности. К сожалению, Закон "О передаче прав на единые технологии" так и не решил в полной мере вопроса защиты прав самого разработчика технологии – научного коллектива. Изобретение должно приносить вознаграждение изобретателю с момента его первого применения на производстве и в течение всего "жизненного цикла" технологии. Это поможет и самому производству: любой патент может успешно работать и модернизироваться только при условии его "сопровождения" тем, кто дал идею и знает, в каком направлении ее можно развивать.

В настоящее время идет подготовительная работа по созданию специализированного суда по интеллектуальным правам.

Недавно, как вы знаете, был утвержден механизм защиты авторских прав создателей кино – и музыкальной продукции, причем, мягко говоря, довольно спорный. Давно пора защитить ученого и инженера, тем более что в этой сфере механизмы защиты авторских прав гораздо прозрачнее. Ведь это прямая обязанность государства, держащего курс на модернизацию!

Все перечисленные институциональные и законодательные меры мы можем и должны принять в самые короткие сроки!

Социальный базис модернизации

Уважаемые коллеги!

В последнее время множество дискуссий было посвящено вопросу, кто станет опорой модернизации, кто окажется тем инновационным классом или субъектом, который выполнит моторную функцию в процессе обновления страны? В рамках нынешней Ассамблеи мы тоже не ушли от обсуждения этой актуальной темы. Всероссийский телемарафон, состоявшийся 11 ноября, и один из сегодняшних круглых столов так и были названы: "Социальный фундамент модернизации России". Так кто же является социальной опорой модернизации?

Думается, что в общих чертах ответ ясен. Опорой модернизации станут те социальные группы, которые наиболее заинтересованы в изменении существующего положения дел.

Модернизация невозможна, прежде всего, без научного сообщества, создающего как стратегические ориентиры, так и технологические механизмы совершенствования производства и сферы услуг.

В модернизации "кровно" заинтересована молодежь, у которой нет достойного и перспективного будущего в рамках существующей сырьевой экономики, ориентированной на прибыли узких корпоративных групп. Причем на обновление нацелены не только выпускники вузов, для которых инновационное развитие будет означать собственный профессиональный рост. Модернизация нужна и молодежи, готовой овладевать квалифицированными рабочими специальностями, престиж которых неизбежно будет расти по мере создания современной промышленности.

В модернизации заинтересованы все квалифицированные специалисты, в том числе государственные служащие и работники бюджетной сферы, те, кто работает на производстве, кто осознает, что только в обновленной, современной стране их таланты и труд будут востребованы и справедливо вознаграждены.

Одним словом, опорой модернизации может стать подавляющее большинство граждан России, готовых к большой и ответственной работе ради успеха всего нашего общества. Убежден, чем шире социальная база модернизации, тем эффективней будет преодолеваться коррупция, которая сегодня зачастую является для многих условием выживания.

Но не стоит думать, что в модернизации заинтересованы абсолютно все. Безусловно, есть и те, для кого перемены несут прямые угрозы.

В первую очередь, это, конечно же, многочисленные эшелоны коррупционной системы. Любые перемены в приоритетах общественного развития сулят им утрату контроля над финансовыми потоками, которые они, в силу несовершенства российского законодательства, столь удачно "оседлали".

Вторая мощная инерционная сила – это те представители бизнеса, прежде всего крупного, которые срослись с бюрократической системой, встроились в сырьевую модель экономики, и не только не заинтересованы в переменах, а противодействуют им, желая сохранить свои привилегии.

И, наконец, третьей серьезной антимодернизационной группой являются разного рода монополии: от коммунальных и транспортных до торговых и финансовых. Развитие технологий неизбежно приведет к тому, что в экономику будут приходить новые хозяйственные субъекты с высокими конкурентными преимуществами. А для нынешних монополистов это смерти подобно.

Мы должны трезво понимать, что противодействие инициативам, направленным на стимулирование инноваций – это зачастую лоббистская политика со стороны названных структур.

Уважаемые коллеги!

Сегодня, как никогда, важно взаимодействие ученых с гражданским обществом. Ученые должны не только прояснять людям суть своих открытий, показывать потенциальные выгоды от их реализации, но и содействовать формированию инновационной культуры, распространять дух развития. Отечественная наука нуждается в общественной поддержке! Чтобы наши люди ясно понимали, что успеха в решении такой амбициозной задачи, как модернизация, можно достигнуть только сообща!

Поэтому важнейшей задачей нашей совместной работы видится расширение деятельности в области просвещения, популяризации науки и инноваций.

Нынешняя Ассамблея стартовала в Санкт-Петербурге с традиционного уже фестиваля "Мир знаний". В этом году в программе фестиваля было представлено свыше 30 картин.

Нужно продолжать работу по внедрению современных информационных технологий в систему образования всех уровней, в деятельность просветительских организаций.

Когда всем обществом овладеет осознание модернизации как стратегии построения будущего нашей страны, мы сможем быть уверенными, что данный курс социально-экономического развития не останется на бумаге или в виде штучных образцов, а станет реальностью.

За прошедшие годы работы Всемирного Форума "Интеллектуальная Россия" мы смогли доказать и себе, и окружающим старую мудрость о том, что капля камень точит.

А в этом зале сосредоточилась энергия целого интеллектуального потока. Здесь собрались люди, неравнодушные к судьбе собственной страны!

Уверен, мы способны сделать еще очень многое! Желаю успешной и плодотворной работы!

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International