О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Завершено создание правовой основы для передачи религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения

17 ноября 2010

 см. также ↓

Сегодня Госдума рассмотрит рекомендованный к принятию во втором чтении законопроект "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности".

Как рассказал депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Госдуме Анатолий Аксаков, законопроект разработан в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации и решениями Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации.

Анатолий Аксаков уточнил, что настоящий законопроект направлен на реализацию положений Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (пункт 3 статьи 21, пункт 2 статьи 22), а также Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (пункт 2 статьи 50, пункт 1 статьи 56), касающихся предоставления религиозным организациям права на бесплатное получение в собственность или в безвозмездное пользование имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации, определяемыми ее уставом.

Законопроектом предлагается установить порядок передачи имущества религиозного назначения по обращениям религиозных организаций в собственность либо безвозмездное пользование религиозных организаций из федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственности.

В настоящее время передача имущества религиозного назначения в собственность либо безвозмездное пользование религиозных организаций осуществляется в соответствии с Положением о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. № 490 (далее – Положение). В соответствии с Положением решения о передаче имущества религиозного назначения в собственность религиозных организаций принимаются Правительством Российской Федерации на основании письменных обращений религиозных организаций.

Имущество религиозного назначения, находящееся в государственной собственности субъектов Российской Федерации, передается в порядке, установленном в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, которые в основном воспроизводят порядок передачи, установленный указанным Положением.

В целях обеспечения реализации права граждан на свободу вероисповедания на основании статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой федеральным законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, законопроектом предлагается определить понятие имущества религиозного назначения, подлежащего безвозмездной передаче религиозным организациям в собственность либо пользование, а также установить порядок передачи указанного имущества религиозным организациям.

С учетом действующей нормативной правовой базы, регулирующей передачу имущества религиозного назначения, и соответствующей практики в понятие имущества религиозного назначения предлагается включить недвижимое имущество: здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и иные культовые комплексы, построенные для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как богослужения, молитвенные и религиозные собрания, других религиозных обрядов и церемоний; обучения религии, профессионального религиозного образования; монашеской жизнедеятельности; религиозного почитания (паломничества), включая здания для временного проживания паломников; помещения в не относящихся к имуществу религиозного назначения зданиях, строениях, сооружениях, предназначенных либо предназначавшихся для совершения и обеспечения указанных видов деятельности религиозных организаций, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений или предметы, предназначенные для богослужебных и иных религиозных целей (статья 2).

Исходя из существующей практики, предусматривается возможность передачи религиозным организациям государственного или муниципального имущества, которое первоначально не было предназначено для осуществления религиозных видов деятельности, но в дальнейшем было перепрофилировано (реконструировано) и передано религиозным организациям в безвозмездное пользование (часть 1 статьи 12).

В целях обеспечения целостности использования передаваемого имущества законопроектом предусмотрена возможность передачи религиозным организациям не имеющего религиозного назначения государственного или муниципального имущества, предназначенного для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующего с ним монастырский, храмовый и иной культовый комплекс. Передача такого имущества осуществляется в порядке, предусмотренном законопроектом для передачи имущества религиозного назначения, одновременно с передачей либо после передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения (часть 3 статьи 5).

Согласно законопроекту основанием для рассмотрения вопроса о передаче имущества религиозного назначения является письменное заявление религиозной организации, направляемое в уполномоченный орган. В заявлении излагается просьба о передаче имущества религиозного назначения в собственность или безвозмездное пользование с указанием наименования такого имущества, его назначения, места нахождения, истории создания и использования, и целей, для которых религиозная организация предполагает его использовать, право, на основе которого предлагается осуществить передачу. К заявлению также прилагаются документы, обосновывающие право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения (статья 6).

При этом религиозная организация, которой государственное или муниципальное имущество уже передано в безвозмездное пользование, вправе получить указанное имущество в собственность при представлении в уполномоченный орган документов в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 4). Предполагается, что данный перечень будет сокращенным.

Согласно законопроекту уполномоченный орган рассматривает заявление религиозной организации о передаче государственного или муниципального имущества в месячный срок с момента его поступления. Уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в передаче имущества по основаниям, перечень которых является закрытым.

С учетом накопленного опыта предлагается придать передаче религиозным организациям недвижимого имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным (муниципальным) унитарным предприятиям или государственным (муниципальным) учреждениям, плановый характер. Согласно законопроекту план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения будет утверждаться либо Правительством Российской Федерации, либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации, либо органом местного самоуправления.

В соответствии с законопроектом указанный план будет содержать необходимые мероприятия, сроки и размеры средств соответствующих бюджетов и (или) внебюджетных источников для вывода организаций. Такой механизм обеспечит принятие согласованных решений о передаче имущества религиозным организациям, а также соблюдение интересов не только религиозных организаций, но и государственных (муниципальных) организаций.

Значительную часть имущества религиозного назначения составляют объекты культурного наследия (памятники истории и культуры). В связи с этим законопроектом устанавливается, что передача таких объектов осуществляется при соблюдении требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия, а именно:

– передача осуществляется в порядке, установленном законопроектом, в соответствии с предусмотренными законодательством требованиями в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

– при передаче объекта культурного наследия в собственность или безвозмездное пользование религиозная организация принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности (пользования) на данный объект и указываются в оформляемом в установленном порядке охранном обязательстве объекта культурного наследия;

– объекты культурного наследия федерального значения передаются только централизованным религиозным организациям.

К предмету регулирования законопроекта не относится передача имущества религиозного назначения, относящегося к музейным предметам и коллекциям, входящим в состав Музейного фонда Российской Федерации, или документам, входящим в состав Архивного фонда Российской Федерации или Национального библиотечного фонда. Передача таких объектов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об архивном деле в Российской Федерации, а также законодательством о библиотечном деле.

В целях предотвращения конфликтных ситуаций законопроектом предусмотрено, что имущество, ранее переданное в безвозмездное пользование одной религиозной организации, может быть передано другой религиозной организации в случае прекращения в установленном порядке прав на испрашиваемое имущество первой организации (часть 4 статьи 3).

Для рассмотрения возможных разногласий (в том числе об отнесении имущества к имуществу религиозного назначения, определения конфессиональной принадлежности имущества), а также обеспечения публичности передачи имущества религиозного назначения законопроектом предусмотрено создание специальных комиссий (статья 9), а также обязанность опубликования в сети Интернет информации о передаче имущества религиозным организациям.

Учитывая вышеизложенное, принятием законопроекта будет завершено создание правовой основы для передачи религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения, а также решения вопросов о передаче данного имущества при соблюдении интересов граждан, публично-правовых образований и религиозных организаций.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International