Сергей Миронов: У стран СНГ общие проблемы на дорогах, решать их следует сообща
см. также ↓Уважаемые дамы и господа!
Дорогие друзья!
Прежде всего хотел бы поблагодарить гостей и участников Конгресса за проявленный интерес к проблеме безопасности дорожного движения.
Все присутствующие знают в наших форумах был годичный перерыв. Это связано с тем, что Россия в прошлом году принимала у себя Первую всемирную Министерскую конференцию по безопасности дорожного движения под эгидой Организации Объединенных Наций.
Свою лепту в идею проведения этого крупномасштабного мероприятия внесли и наши конгрессы 2007 и 2008 годов, поднявшие проблемы обеспечения безопасности на дорогах на международный уровень.
Главным итогом Министерской конференции стало принятие резолюции ООН, объявившей период с 2011 по 2020 год "Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения".
С учетом рекомендаций этого важного документа все страны призваны подготовить свои национальные планы мероприятий на ближайшие 10 лет.
В России планируется разработать до конца 2011 года Федеральную целевую программу по безопасности дорожного движения на 2013 2020 годы. Кроме того, наша страна активно сотрудничает со Всемирной организацией здравоохранения и Европейской экономической комиссией ООН в рамках международной пропагандистской кампании "Молодежь за безопасность дорожного движения". С этими же организациями мы ведем разработку регионального технического регламента безопасности автомобильных дорог. Практика показывает, что эти проблемы актуальны для всех стран Содружества, поэтому приглашаем вас к активному сотрудничеству в их разрешении.
Уважаемые коллеги!
Уже стало хорошей традицией после каждого нашего Конгресса корректировать национальное законодательство в сфере безопасности дорожного движения, принимать новые модельные законы в транспортной сфере.
За два прошедших года Межпарламентской Ассамблеей разработаны и приняты такие важные модельные законы, как "О безопасности на транспорте" и "О безопасности на воздушном транспорте". Они устанавливают те общие стандарты, которые могут служить основой развития национального законодательства наших стран в транспортной сфере и обеспечении ее безопасности. Но впереди предстоит еще большая работа. Прежде всего, это закрепление общих правил и положений при разработке таких модельных законов, как: "О безопасности дорожного движения" и "О дорожном движении". Нам предстоит разработать Глоссарий модельного законодательства для государств – участников СНГ в области безопасности дорожного движения.
Уважаемые коллеги!
За время после нашего последнего Конгресса в России значительно ужесточены наказания за практически все виды нарушений правил дорожного движения. Денежные штрафы это сейчас наиболее эффективный сдерживающий фактор "лихачества" на дорогах не только в нашей стране, но и во всем мире.
Российскими законодателями определен правовой механизм фото и видеофиксации правонарушений на дорогах. Это должно не только дисциплинировать водителей, но и уменьшить прямые контакты сотрудников автоинспекции с гражданами, снизить риски коррупционного поведения всех участников дорожного движения.
Среди других законодательных нововведений особенно хотел бы отметить возвращение к "сухому закону" для водителей. Это абсолютно верное решение. Оно направлено, прежде всего, на сохранение жизни людей, их здоровья и безопасности.
Российская практика показала, что следование положениям Венской конвенции о дорожном движении, которая допускает установленное законом определенное содержание алкоголя в крови водителя, привело к увеличению количества "пьяных" аварий. К сожалению, наши автомобилисты восприняли эту норму, как разрешение на употребление алкоголя перед поездками. Абсолютно согласен с решением Президента Российской Федерации Д.А. Медведева по запрету управления автомобилем даже с самым минимальным содержанием алкоголя в крови.
В целом следует признать, что, несмотря на принимаемые меры, масштабы аварийности, дорожного травматизма и смертности снижаются медленно.
Очевидно, что требуются новые, современные подходы к законодательному решению таких "застарелых" проблем, как:
снижение детской смертности и травматизма;
совершенствование системы ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий;
повышение эффективности механизма компенсаций пострадавшим на дороге;
оптимизация системы подготовки молодых водителей;
оказание первичной и доврачебной помощи пострадавшим в дорожных авариях;
развитие дорожной инфраструктуры;
решение проблем транспортной экологии;
организация дорожного движения в мегаполисах.
Ускоренная автомобилизация – тенденция, охватившая все государства. Особенно остро проблема пропускной способности дорожно-уличной сети стоит в больших городах, столицах наших государств. Выражение "московские пробки" стало уже нарицательным как синоним безысходности, тупиковости ситуации. Но так ли это на самом деле? Новый мэр Москвы Сергей Семенович Собянин считает иначе. Я с ним полностью солидарен. Пожелаем ему удачи на этом пути.
Уважаемые участники Конгресса!
С 1 января 2010 года на пространстве Содружества Независимых Государств действует Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Автомобильные дороги – это важнейший элемент нашей экономической интеграции. Поэтому считаю, что унификация дорожной политики, дорожных стандартов, организации движения на пограничных переходах, правовые вопросы трансграничного движения должны стать предметом рассмотрения не только на Конгрессе, но и в дальнейшей работе Межпарламентской Ассамблеи государств Содружества.
В настоящее время в нашей стране идет реформирование органов внутренних дел. 27 октября, Президентом России внесен в Государственную Думу проект закона "О полиции". До этого в обсуждении законопроекта и проблем безопасности на дорогах широкое участие приняла российская общественность. Многие предложения наших граждан и общественных объединений нашли в нем свое отражение.
Новый взгляд государства и общества на содержание работы, полномочия и ответственность подразделений МВД должен коснуться и Государственной инспекции дорожного движения Министерства внутренних дел России. На мой взгляд, ГИБДД должна быть преобразована в Дорожную полицию. Причем этот орган должен формироваться по принципу вертикального подчинения. Дорожную полицию следует избавить от несвойственных ей функций. С моей точки зрения, она должна непосредственно заниматься обеспечением безопасности дорожного движения, не отвлекаясь на другие проблемы.
Уверен, что это поможет снизить и коррупционные риски на наших дорогах. Я знаю, что некоторые государства Содружества уже создали такую службу и накопили определенный опыт. Полагаю, что на Конгрессе мы могли бы обсудить правовой статус дорожной полиции с учетом практических наработок.
Уважаемые коллеги!
После нашей последней нашей встречи появилось много новых факторов, прямо или косвенно влияющих на дорожную аварийность.
Речь идет о развитии особого элемента частного транспортного сектора – индивидуальных предпринимателях, занимающихся грузо и пассажироперевозками. Эта категория водителей сегодня частично "выпадает" из государственной системы контроля безопасности дорожного движения. Переутомляемость водителей, отсутствие надлежащего медицинского контроля за состоянием их здоровья, низкое качество техобслуживания транспортных средств привели к увеличению аварий с участием частных автобусов, маршрутных такси и большегрузных автомобилей. Причем с наиболее тяжкими последствиями.
Одних проверок на дорогах сотрудниками дорожно-патрульной службы здесь недостаточно. Нам необходимо упорядочить этот вид деятельности.
Уважаемые дамы и господа!
Создание комфортных и безопасных условий для жизни людей первейшая обязанность органов государственной власти. Но без непосредственного участия в этом деле гражданского общества, научного и бизнес-сообществ не обойтись.
Именно этому вопросу будет посвящен "круглый стол" "Гражданское общество за безопасность дорожного движения", на котором сегодня будут обсуждать правовые механизмы деятельности общественных объединений в сфере безопасности на дорогах.
Важнейшая для всех стран проблема – "ввод в строй" молодых водителей. Поэтому одним из центральных мероприятий конгресса станет "круглый стол" "Молодежь за безопасность дорожного движения. Проблемы образования и воспитания". В его работе примут участие представители молодежных общественных организаций.
Мы надеемся на выдвижение ими новых, нестандартных идей по повышению культуры поведения на дорогах, пропаганде безопасного управления транспортом. Ведь наша молодежь – самая инновационно мыслящая часть общества.
Дорогие друзья!
Желаю всем успешной работы. Надеюсь, что выработанные нами решения помогут сократить аварийность и смертность на дорогах, выработать единые стандарты их безопасности.
Благодарю за внимание.