Президент РФ Дмитрий Медведев внес в Государственную Думу проект федерального закона "О полиции". По просьбе журналистов основные положения документа прокомментировал руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Николай Левичев:
– Прежде, чем анализировать правовые моменты президентского законопроекта "О полиции", мне бы хотелось подчеркнуть очень большое общеполитическое значение этого документа. Впервые в нашей политической практике проект федерального закона о коренной реформе, затрагивающей интересы миллионов людей, был предложен для всенародного обсуждения.
Свои замечания и предложения через Интернет прислали более 16 тыс. человек. Но сотни тысяч людей оживленно обсуждали положения законопроекта в семьях, что называется, "на кухне", на работе, с друзьями. Они вспоминали эпизоды из своей собственной жизни, из практики своих знакомых, когда, сталкиваясь с милицией, они чувствовали себя униженными, оскорбленными. Обсуждая законопроект, люди вырабатывали свое гражданское отношение к идеальному образу правоохранительных органов. Поэтому мне представляется, что процедура обсуждения этого законопроекта сама по себе очень значима для развития гражданского общества.
Если же переходить непосредственно к содержанию документа, то его положения вызвали у меня сдержанный оптимизм. Как мне кажется, документ содержит целый ряд весьма важных статей, которые будут способствовать улучшению существующей ситуации тотального недоверия граждан к правоохранительным органам. Вместе с тем там есть и несколько спорных тезисов, которые не могут не вызвать беспокойство.
Касательно идеи переименования милиции в полицию могу сказать, что эта инициатива выдвигалась нашей партией задолго до подготовки нового законопроекта. Есть определенная надежда, что смена вывески позволит ведомству переродиться, начать все с чистого листа. Вместе с тем ограничиваться изменением названия нельзя.
Очень важны положения законопроекта, касающиеся соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. Правильно, что теперь на одежде полицейских будет размещается нагрудный знак, позволяющий его идентифицировать (правда, на знаке, судя по всему, будет написана не имя и фамилия, как того хотелось бы, а только личный номер). Сегодня милиционеры анонимны, что создает у них иллюзию безнаказанности.
Поддерживаю я и пункты, касающиеся открытости полиции для общества. В законе прямо указывается, что общественное мнение является "одним из основных критериев официальной оценки" деятельности полиции. Механизм этого, правда, мне пока неясен. Напомню, что наше предложение – законодательно установить право создания на местном уровне муниципальной милиции, руководство которой будет избираться населением и отчитываться перед ним.
Важно, что сотрудники полиции будут обязаны независимо от замещаемой должности, местонахождения и времени суток оказать первую помощь пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, либо лиц, находящихся в состоянии, опасном для их жизни и здоровья. В Европе в случае ДТП пострадавшим помогает полиция, чаще всего первой оказывающаяся на месте происшествия. У нас такого никогда не было.
Замечательным мне кажется положение, вводящее запрет на близкое родство или свойство с сотрудником полиции, если замещение должности связано с подконтрольностью одного другому. Очень важна и глава, устанавливающая должные социальные гарантии для полицейских. Только в этом случае есть шанс поднять на качественно новый уровень кадровый состав МВД, поставить набор в федеральную полицию на конкурсную основу.
Однако в документе есть и статьи, наличие которых может привести к нарушению прав граждан. Например, предусмотрено, что полицейские "в исключительных случаях" имеют возможность использовать транспортные средства граждан. Это положение таит в себе опасность, ведь все помнят, например, историю с "живым щитом" на МКАДе.
Также положения законопроекта позволят полиции беспрепятственно проникать в жилые помещения, принадлежащие гражданам, при необходимости ломая двери. Формулировки ("для пресечения преступления"; "для установления обстоятельств совершения преступления либо обстоятельств несчастного случая") в данном случае слишком широки.
Однако наибольшие вопросы вызывают тезисы, регулирующие возможность применения силы и специальных средств. Согласно новому законопроекту, полицейские могут применять их (в том числе в составе группы) для пресечения не только преступлений, но и административных правонарушений. Это открывает полицейским простор для злоупотреблений.
В общем, вопросов по новому законопроекту пока больше, чем ответов. Работы еще – непаханый край. Наша фракция обязательно подготовит к документу поправки. О том, поддерживать ли законопроект в первом чтении, обсудим на заседании фракции.