Елена Мизулина: Ювенальная юстиция противоречит традиционным российским семейным ценностям
см. также ↓Госдума отклонила во втором чтении проект (в первом чтении принят 15 февраля 2002 года) проект федерального конституционного закона №38948-3 "О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе РФ " (в части создания ювенальных судов). Елена Мизулина о позиции фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ":
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не поддерживает законопроект и будет голосовать против него. Проблема ювенальной юстиции не является актуальной для современной России, во всяком случае более актуальной, чем проблема укрепления института семьи и восстановления традиционных российских семейных ценностей,
Что такое ювенальная юстиция? Сторонники ювенальной ситуации пытаются доказать, что ювенальная юстиция – всего лишь система судов, специализирующихся на рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних. Однако, это не так.
Во всех странах, где существует ювенальная юстиция, только на первоначальном этапе ее становления, ювенальная юстиция сводилась к уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Ювенальная юстиция неизбежно превращается в систему органов, наделенных полномочиями вмешиваться в дела семьи. И в современной России, хотя ювенальные суды в чистом виде не существуют, но складывается устойчивая практика, аналогичная практике ювенальной юстиции, включающая не только специализированный суд для рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, это но и целую "армию" чиновников, включая сотрудников ОВД, органов опеки и попечительства, социальных работников, помощников "ювенальных" судей, это и система мер, связанных с узаконенным (как правило чрезмерным) вмешательством во внутренние дела семьи, в конечном счете, это и суд над семьей, родителями.
Семейный РФ содержит ряд положений, которые не только оправдывают, а подталкивают к произвольному вмешательству в дела семьию Достаточно сослаться хотя бы на некоторые его положения:
1) Статья 56 (2, абзац 1):ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). Что понимать под "злоупотреблениями" неясно. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 10 (п.11) хотя и устанавливает некоторый перечень, но он не является исчерпывающим, и вряд ли органы опеки и попечительства заглядывают в такое постановление.;
2) Статья 56 (2, абзац 2): при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителем (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка или злоупотреблению родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а с 14 лет в суд. Что понимать под "невыполнением или ненадлежащим выполнением родителем своих обязанностей" законом не определено. Как неясно и то, что охватывается термином "обязанность по воспитанию ребенка",
3) Статья 64 (2): родители не вправе представлять интересы детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. Отсутствие законных критериев, которыми должен руководствоваться орган опеки и попечительства в таких случаях, создает возможность безграничного, а значит произвольного вмешательства указанных органов во внутрисемейные дела.
4) Статья 69: родители могут быть лишены родительских прав, если они ...злоупотребляют своими правами, жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними. Термин "жестокое обращение" законом не определен, что создает возможности для различных толкований и злоупотреблений,
5) Статья 73 (2): ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие). При этом закон не устанавливает, о каких хронических заболеваниях или тяжелых обстоятельствах может идти речь. Все это отдается на откуп суда,
6) статья 77(1): при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (лиц их заменяющих). Закон не определяет критерии, которыми долны руководствоваться органы опеки и попечительства.
Замечу, что все наши законодательные инициативы, направленные на устранение неопределенности указанных положений Семейного кодекса, автоматически получают отрицательные отзывы , скажу так, наших "смежников".
Вопрос об отношении к ювенальной юстиции тесно связан с вопросом об отношении к институтам семьи и брака. Ювенальная юстиция в условиях постсоветской России – это не просто институт, это идеология, основанная на подмене семьи и ее социальных функций по воспитанию детей деятельностью государственных и иных органов, и в этом смысле пропагандирующая идеологию антисемьи, внесемейного, внеродительского воспитания.
Корни этой идеологии в разрушительной идеологии большевизма по планомерному разрушению институтов брака и семьи.
Наш выдающийся соотечественник Иван Ильин, анализируя в начале 20-х годов прошлого столетия опыт большевиков по навязыванию нового коммунистического порядка в статье "Разрушение семьи в советском государстве" отмечает, что свою борьбу они начали с борьбы с церковью, семьей и браком. В числе первых декретов, принятых большевиками, был Декрет о гражданском браке, о детях и о введении книг актов гражданского состояния от 18 декабря 1917 года, согласно котоому брак, заключенный в церкви, лишался с 20 декабря 1917 года всякой правовой основы. 19 декабря 1917 г. был принят второй Декрет "О расторжении брака", согласно которому бракоразводные дела были изъяты из компетенции судов Духовных консисторий. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве от 22 октября 1918 г. еще более упростил процедуру разводов. Никаких доказательств распада семьи от разводящихся не требовалось. Очередной удар по институтам брака и семьи нанес Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 года, который полностью разорвал связь между браком, религией и церковью, узаконив "фактический" брак, лишив родителей права на воспитание детей. В Кодексе прямо было записано, что у родителей по отношению к своим детям есть лишь обязанности, основной из которых является обязанность подготовки детей к социально полезной деятельности. Если родители пренебрегают своими обязанностями или выполняют их неправомерно или сурово обходятся с детьми, они могут быть лишены своих прав, а дети переданы в учреждения общественной опеки. При этом, что такое "социально полезная деятельность" и "неправомерное воспитание" Кодекс не раскрывал.
Бухарин Н.И., комментируя соответствующие положения Кодекса, указывал, что право родителей на воспитание детей никак не обосновано, ребенок принадлежит тому обществу, в котором он родился. Способность к воспитанию детей встречается реже, чем способность рожать детей. Поэтому следует детей разлучать с родителями надолго или навсегда. В 1930 г. был предложен план отбирать детей у родителей и воспитывать их в общественных детских домах.
При обсуждении Проекта Кодекса о браке и семье на заседаниях ЦИК СССР 17 и 19 октября 1925 года была зафиксирована тенденция резкого роста числа беспризорных детей, которую участники заседаний связали с ростом числа фактических браков. Одна из участниц заседания прямо заявила, что новый законопроект "погубит семью".
Лидеры большевистского правительства так прогнозировали будущее института семьи: "Семья распадется и исчезнет; произведенные на свет дети будут воспитываться просто в общественных детских домах и учреждениях", будет полная свобода любви и беспрепятственного спаривания.
А чего стоила "теория стакана", провозглашенная Коммунистическим союзом молодежи: "сойтись и разойтись для парня и девушки легче и проще, чем выпить стакан воды".
План планомерного разрушения института семьи большевики осуществляли разными способами, среди которых в том числе были и такие как появление чрезвычайно распространенного обычая ведомственного принуждения женщин к половым связям; программа уплотнения жилья, в рамках которой нередко две семьи оказывались живущими в одной комнате. "Святыня брака и семьи подвергается подслушиванию, притеснению, нападениям и развенчивается" заключает И.Ильин.
Разрушение семьи дополнялось еще и коммунистической обработкой детских душ. С ликованием повествует Н. Бухарин на заседании ХШ съезда коммунистов, как удается умело настраивать детей, состоящих в пионерских организациях, против родителей: "Ведь это чрезвычайно важно, так как центр новой борьбы находится в семье, в нынешней структуре семьи" и дети своими слабыми ручонками пытаются медленнно подрывать самую консервативную коепость всех мерзостей старого мира. Дети убегают из дома, не ходят в церковь, шпионят за родителями, доносят на них и заставляют их вступать в компартию...Какую изобретательность проявляют маленькие ребята, чтобы это организовать!".
Очевидно, что актуальной задачей для сегодняшней России является укрепление института семьи и брака, восстановление традиционных семейных ценностей, отказ от идеологии большевизма, отдающей предпочтение в деле воспитания детей институтам и органам, замещающим, подменяющим и тем самым разрушающим семью. Только этот путь позволит устранить причины, порождающие детскую беспризорность, духовно-нравственные деформации в детской среде, подростковую преступность, нарушения прав детей.
В то же время фракция СР считает, что создание эффективной системы профлактики детской преступности, совершенствование судебных и административных процедур рассмотрения дел с участием несовершеннолетних и учитывающих специфику ребенка назрело и требует комплексного совершенствования законодательства.
Надо прямо и открыто заявить, проблемы детей – не в отсутствии ювенальной юстиции, а в разрушении института семьи и традиционных семейных ценностей. Иного пути решения проблем подрастающего поколения кроме как возрождение института семьи у России нет.
Ювенальная юстиция, основанная на конфликте детей с родителями, на жалобе, подмене семьи государственными и иными органами, противоречит традиционным российским семейным ценностям, основанным на библейских заповедях: уважении детей к родителям, послушании им, распределении обязанностей между членами семьи, взаимопомощи, любви друг к другу, благочестии родителей. Путь по пути ювенальной юстиции – путь к дальнейшему разрушению семьи.
Всякий раз, когда здесь в зале мы начинаем искать способы борьбы с детской преступностью, нам следует помнить слова нашего великого соотечественника Ивана Александровича Ильина: "Мир управляется из детской"... Мир не только строится в детской, но и разрушается из нее... ...истинный гражданин и сын своей родины воспитывается именно в здоровой семье, из духа семьи и рода, из духовного и религиозно осмысленного приятия своих родителей и предков...И если мы подумаем, что "следующее поколение" все время вновь нарождается и воспитывается и что все его будущие подвиги и преступления, его духовная сила и его возможное духовное крушение уже теперь, все время, слагаются и созревают вокруг нас и при нашем содействии или бездействии, то мы сможем отдать себе отчет в том, какая ответственность лежит на нас.