Михаил Емельянов о функциях, которые должно выполнять министерство юстиции
см. также ↓В Госдуме прошел правительственный час с участием министра юстиции Александра Коновалова. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Михаил Емельянов:
Уважаемый Олег Викторович! Уважаемый Александр Владимирович! Уважаемые коллеги! Мы с вами издали форму "правительственного часа", когда заранее не определяем тему. Это создает определенную сложность для выступления, поскольку в течение пяти минут надо охватить фактически и осветить деятельность по всем направлениям, которую ведет министерство.
Поэтому я решил поступить немножко по-другому. Я хотел бы в своем выступлении сказать не о тех функциях, которые уже выполняет Министерство юстиции (они так или иначе были освещены в вопросах и в ответах на вопросы), сколько о тех функциях, которые, по нашему мнению, должны быть у Министерства юстиции, но которых сейчас нет и, соответственно, та деятельность, которая должна вестись министерством, она не ведется.
Прежде всего, о правовом воспитании и правовом нигилизме. Год назад Александр Владимирович выступал перед нами с очень интересным докладом, очень содержательным докладом.
Но как мы видим, за год ситуация не очень изменилась. Да она и не могла измениться, потому что в стране нет центра, который бы координировал эту работу. Этим центром должно быть Министерство юстиции. Положение о Министерстве юстиции имеет специальные функции о том, что министерство должно заниматься правовым воспитанием.
У Министерства юстиции Советского Союза эта функция были и эта работа велась. И только тогда, когда министерство будет обладать соответствующим подразделением, на которое будут возложены соответствующие обязанности, соответствующим штатом работников и соответственными бюджетными средствами, тогда можно говорить о начале реальной работы по правовому воспитанию нашего населения.
Еще одно направление деятельности это регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Сугубо юридическая в своей основе деятельность. Но с недавнего времени эту деятельность курирует Министерство экономики. Профессиональные юристы, я имею в виду нотариусов, из процесса регистрации прав на недвижимое имущество исключены. Стало ли лучше? Отнюдь.
Многочисленные жалобы, которые поступали к нам, депутатам, говорят, что в этой сфере ситуация существенно ухудшилась. Огромные очереди, в отделы регистрации очень трудно попасть, вокруг этих отделов сформировались какие-то сомнительные фирмы, которые предлагают за довольно приличные деньги очень быстро решить вопрос. А если человек не прошел через эту фирму, то документы ему сдать очень и очень сложно.
Срок регистрации установлен 30 дней, однако в законе есть лазейка, что отдельным заявителям этот срок может быть сокращен. Это, конечно, непорядок и не дело.
Мы считаем, что функция регистрации должна быть у Министерства юстиции. Нотариус должен быть активным участником процесса регистрации прав на недвижимое имущество и это благотворно скажется на режиме законности при совершении сделок с недвижимостью.
Сейчас эти сделки совершаются в простой письменной форме, причем часто на коленке у риэлтора, риэлтор собирает документы, готовит эти документы. Естественно, нарушения прав граждан при совершении сделок с недвижимостью возросли многократно.
Во всем мире эту функцию выполняет нотариат, по крайней мере в тех странах, где принята концепция так называемого латинского нотариата. У нас на словах она тоже принята.
Ну, так давайте будем последовательны и эту функцию отдадим нотариусам.
Более того, ведь чиновник Росреестра не обязан, не обязан проверять дееспособность гражданина, который ему принес документы. Известны случаи, когда документы сдаются пьяными гражданами и потом гадаем, понимал человек, что он делал или не понимал, тот ли человек сдал документы, паспорт которого предъявили или не тот. Нотариус по закону не только проверяет правоспособность и дееспособность, а разъясняет сторонам их полномочия, но и несет полную материальную ответственность, застраховывая свою деятельность. Поэтому возвращение, я думаю, весьма, возвращение сферы регистрации весьма актуально.
Другое направление это оказание юридической помощи гражданам. Здесь тоже есть определенная раздвоенность. У нас есть адвокаты, которые профессионально выполняют функцию оказания юридической помощи гражданам. Они имеют соответствующее образование, они проходят квалификационный экзамен. Но никому другому тоже не запрещено оказывать юридическую помощь и зачастую этим занимаются люди, имеющие судимость, не имеющие никакого юридического образования, которые опять же за определенную мзду готовы оказать помощь гражданам. Это по сути шарлатаны, которые вводят в заблуждение граждан. И если Министерство юстиции курирует деятельность адвокатуры, то деятельность этих граждан и их организаций фиговых также необходимо контролировать.