О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Коррупция – не только российская проблема

Программа президента Медведева имеет международный контекст

07 июля 2010

Президент Дмитрий Медведев недавно объявил о новых мерах по борьбе с коррупцией в России. Это важные и полезные шаги. Если они будут полностью реализованы, то принесут огромную пользу россиянам. Чтобы понять, за счет чего это произойдет, полезно взглянуть на проблему в международной перспективе. Вред, который коррупция причиняет, мешая социальному развитию, очевиден.

Коррупционные сделки между правительственными чиновниками и теми, кто предлагает им взятки, попирают права и интересы общества. Коррупция является антиподом верховенства закона, так как она подменяет бескорыстные нормы закона и приверженность правосудию хищничеством и жадностью. Коррупция, особенно когда она добирается до системы правосудия, калечит институты (честную полицию, прокуратуру и судей), без которых гражданское общество не может функционировать.

Принятие Конвенции ООН по борьбе с коррупцией, которая была подписана в 2003 году и вступила в силу в 2005 году, показывает важность антикоррупционного законодательства как объекта международного права. В настоящее время 122 государства являются участниками этой Конвенции, в том числе Российская Федерация, многие страны Евросоюза, КНР и США.

Следует отметить ряд характерных черт международного сотрудничества в области борьбы с коррупцией. Во-первых, нет международной организации, ответственной за проведение в жизнь международных антикоррупционных программ и руководство ими. Да, страны несут обязательства применять антикоррупционные меры посредством национального законодательства. Государства могут (и делают это) осуществлять взаимный мониторинг, чтобы выяснить, справляются ли они со своими обязательствами по выявлению и борьбе с взяточничеством. Но тем не менее нет центрального механизма, который бы вводил санкции в отношении стран, не выполняющих свои обязательства в сфере борьбы с коррупцией.

Во-вторых, международное сотрудничество больше нацелено на борьбу с дачей взяток, нежели на мерах против тех, кто их берет. Ни один из новых договоров не обязывает государства преследовать за получение взяток иностранных чиновников.

Что еще нужно сделать в международном масштабе, чтобы дополнить усилия Российской Федерации? Переходная стратегия борьбы с коррупцией усилила бы надзорные структуры, которые бы выявляли страны, где правительственные чиновники регулярно вымогают взятки. Например, базирующаяся в Берлине неправительственная организация Transparency International традиционно играла лидирующую роль в этом вопросе. Она систематически проводит опросы среди лиц, участвующих в международных деловых транзакциях, чтобы выявить, в каких странах самые коррумпированные чиновники. Она также сыграла важную роль в мобилизации международной поддержки ОЭСР и конвенций ООН.

Вероятно, можно было бы возложить контрольную функцию на такую международную организацию, как Всемирный банк, который имеет как техническую базу, так и возможность приостановить предоставление экономической помощи странам, которые не могут навести у себя порядок. Возможно, Всемирный банк мог бы координировать усилия по сбору информации о масштабах коррупции в конкретных странах. Затем он мог бы руководить предоставлением технической помощи, чтобы содействовать им в организации более эффективной борьбы с коррупцией и блокировать иностранную помощь и инвестиции в страны, которые не занимаются решением этой проблемы.

Тем не менее предоставление такой организации, как Всемирный банк, полномочий предпринимать подобные шаги будет воспринято некоторыми государствами как неуместное расширение политического доминирования Запада и неприемлемая поддержка дискредитированного теперь "Вашингтонского консенсуса". Возможно, более или менее централизованная система контроля и применения санкций была бы предпочтительнее сосредоточения этих функций в руках международной структуры с такой противоречивой историей.

В итоге странам, стремящимся подавить коррупцию, особенно путем преследования своих собственных граждан, которые предлагают взятки, нужно найти новые пути к сотрудничеству со странами, страдающими от коррупции. Нельзя допустить, чтобы историческое наследие империализма и культурное высокомерие стали препятствием для эффективного сотрудничества в деле борьбы с проблемой, которая наносит непропорционально большой вред многим из самых уязвимых народов мира.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International