О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ  – за усиление муниципалитетов в Москве и Санкт-Петербурге

24 июня 2010

 см. также ↓

События вокруг сноса памятников истории в Кадашах, решение о разрушении которых было единолично принято столичным руководством, еще раз подтвердили, что за действиями городских властей необходим тотальный контроль общественности. Сейчас этот контроль выражается в ночных дежурствах защитников памятников архитектуры и противостоянии жителей района и бульдозеров. Впрочем, и против утверждения базового документа развития города – Генерального плана Москвы – многочисленным жителям столицы пришлось возражать с помощью уличных пикетов и потасовок с милицией.

В случае принятия законопроекта, разработанного "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ", жители городов федерального значения смогут отстаивать свою позицию куда более эффективно. Документ под названием "Об особенностях организации местного самоуправления в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге", о необходимости принятия которого уже не первый год говорит спикер Совета Федерации Сергей Миронов, 23 июня был вынесен на открытое обсуждение на круглом столе в Государственной Думе. Лидер "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" неоднократно повторял, что в России 15 млн. человек не имеют своего конституционного права на местное самоуправление. Это жители Москвы и Санкт-Петербурга. То есть на бумаге эти структуры вроде бы работают, депутаты избираются населением, и муниципалитетам даже выделяются какие-то деньги на то, чтобы иногда осуществлять обозначенные в федеральном законодательстве полномочия. На деле же две столицы управляются исключительно их руководством – мэром и губернатором, бюджеты муниципалитетов составляют буквально копейки, а жители и депутаты МО не имеют никакой возможности влиять на принимаемые решения.

В законопроекте предлагается ввести в Москве и Санкт-Петербурге двухуровневое местное самоуправление. То есть оставить в силе существующие 111 муниципальных образований – это первый уровень. А второй уровень будут составлять районы – возможно, аналоги нынешних районов, которыми сейчас руководят управы. Причем, главы районов будут избираться населением, а не назначаться мэром и губернатором, как это происходит сейчас.

Главным критиком этого предложения выступает, как не трудно догадаться, партия "Единая Россия", в руководство которой входят Юрий Лужков и Валентина Матвиенко. "Единороссы" в качестве аргумента против выборов глав районов приводят "вертикаль власти", которую эти выборы якобы тут же разрушат.

Открывая круглый стол, лидер думской фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Николай Левичев иронично заметил по этому поводу, что метафора "вертикаль власти" "пугающим образом начинает материализовываться, скажем, в виде башни "Охта-центра".

"Сегодня жители двух столиц, фактически, не имеют возможности влиять на принятие решений в родных городах и в том округе, где они непосредственно проживают, потому что законодательство отдало регулирование местного самоуправления в этих субъектах Российской Федерации на откуп городской – или, в данном случае, региональной власти. И эта власть не спешит делиться своими возможностями с органами местного самоуправления", – пояснил Левичев суть проблемы.

По его словам, сложившаяся в Москве "триада власти" выглядит так: районная управа во главе с чиновником, который назначается сверху, районное собрание депутатов и муниципалитет. "Вряд ли она отвечает современным задачам городского развития. Это только запутывает систему управления, создает видимость; жители не только не могут воспользоваться правами на местное самоуправление, но и зачастую не понимают, кто за что отвечает и куда по какому поводу надо обращаться", – отметил депутат.

Чтобы помочь мэру и губернатору воспринимать муниципалитеты должным образом, в концепции законопроекта предложен список вопросов местного значения, которые "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагает закрепить за муниципальными районами, муниципальными и городскими округами. Причем, эти вопросы могут быть переданы на вышестоящий или нижестоящий уровень исключительно при полном обеспечении их деньгами. А, значит, превратить этот список в фикцию будет невозможно.

Уже сейчас можно предсказать, что именно вызовет основной отпор столичных властей. Это, конечно же, "установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального округа", вопросы формирования и утверждения бюджета. А также сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, расположенных на его территории. Или, к примеру, организация благоустройства и озеленение территории муниципального округа, то есть та сфера, коррупционность которой в столице уже стала притчей во языцех.

За муниципальными образованиями второго уровня – муниципальными районами – документ предлагает закрепить также управление налоговыми средствами, дорожную деятельность в отношении границ района, часть полномочий по предоставлению бесплатного и общедоступного основного среднего образования. Наконец, в концепции законопроекта предлагается отдать районам право утверждать генеральные планы, документацию по планировке территории, выдавать разрешение на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию, проводить резервирование и изъятие (в том числе путем выкупа) земельных участков в границах муниципального района.

Левичев в ходе круглого стола особое внимание обратил на то, что если предложения "эсеров" будут приняты, осуществить "точечную застройку" на территории муниципалитета без его согласия не получится.

Кстати, выдачу разрешений на размещение рекламы на территории района "эсеры" также предлагают закрепить за местными властями.

Важная часть концепции законопроекта посвящена тому, как будут формироваться представительные органы муниципалитетов. Если депутаты муниципального округа будут, как и прежде, избираться гражданами с помощью тайного голосования, то формирование законодательного органа района может проходить путем выборов из числа глав муниципальных округов, входящих в район. Среди важных полномочий представительных органов – установление тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, контроль за исполнением должностными лицами МСУ полномочий по решению вопросов местного самоуправления. Кроме того, согласно концепции, депутаты смогут принимать решение об отставке главы МО.

Наконец, законопроект подробно описывает то, как местное самоуправление будет финансироваться, что составляет имущество МО и их имущественные права. Ведь не секрет, что под лозунгом борьбы за эффективность хозяйства путем его централизации муниципалитеты лишаются денег и имущества. При наличии законодательно закрепленного списка сделать это будет уже невозможно.

Что же касается доходов бюджета МО, то они, судя по перечисленным в концепции источникам, не позволят муниципалитетам нищенствовать. Так, это не только доходы от местных налогов и сборов, но и "доходы от региональных налогов и сборов" и даже "доходы от федеральных налогов и сборов".

Депутат законодательного собрания Санкт-Петербуга Анатолий Башкирев в ходе круглого стола обратил внимание на то, что добавленный в концепции закона к ныне действующим нормам законодательства перечень обязанностей муниципального образования очень необходим. В качестве примера того, зачем это сделано, он привел три муниципальных округа Санкт-Петербурга, которые в один прекрасный день были вообще лишены полномочий якобы за то, что муниципалы "не надлежаще исполняли отведенные им вопросы местного значения".

Глава местной администрации муниципального образования "Автово" Санкт-Петербурга Игорь Рулев напомнил, что тем муниципальным округам, о которых говорил Башкирев, удалось по суду вернуть себе полномочия, но... без предназначенных для их осуществления средств. По его словам, сейчас сложилась такая ситуация, при которой, если ты не член "Единой России", то не получаешь никаких субвенций.

Депутат муниципального собрания округа Тропарево-Никулино Москвы Александр Михайловский напомнил, что сейчас столица живет по 56 закону, который, как он выразился, "ужасен" и противоречит Конституции. А к полномочиям муниципалитетов до сих пор относятся только комиссии по делам несовершеннолетних, дворовые "коробочки" для занятий детским спортом и регулирование некоторых вопросов заключения брака.

Как пояснил Левичев, законопроект открыт для внесения поправок и корректировок. Что касается возможного противодействия со стороны столичных властей, то, по его словам, это будет не первый и не последний случай, когда инициатива "эсеров" с трудом, но все же находит дорогу к воплощению в федеральном законодательстве.


Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International