Первый заместитель руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" в Госдуме Оксана Дмитриева весьма критично оценила итоги работы депутатов на весенней сессии парламента. В числе наиболее значимых актов она назвала принятые в первом чтении корректировки бюджета, закон об изменении статуса бюджетных учреждений, закон об обращении лекарственных средств и ряд сопутствующих им нормативных актов в области образования и здравоохранения.
Говоря о корректировке бюджета, Дмитриева напомнила, что изначально на рассмотрение подавалось два варианта документа, разработанных правительством и справедливороссами. Существенная разница между ними заключалась в прогнозах экономических показателей. "Прогноз "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" оказался гораздо ближе к действительности, чем предложенный правительством, рассказала Оксана Дмитриева, оно рассчитывало на цену нефти в 58 долларов за баррель, а мы говорили о 70. Сейчас в корректировку закладывается цена в 75 долларов".
По ее словам, примерно такая же ситуация получилась по росту ВВП и по суммарной доходной части бюджета: "Мы сразу говорили, что доходы будут больше на один триллион рублей, и сейчас они увеличивают эту часть бюджета на 850 миллионов". Это означает, что значительная часть бюджетных расходов, которые могли быть, так и не осуществят. Например, останутся без финансирования какие-то научные программы и исследования, которые можно было бы осуществить на "лишние" деньги. Таким образом, дополнительные средства никак не повлияют на экономическую ситуацию в стране. Как считает депутат, в итоге эти доходы будут разложены по различным резервным фондам, которые правительство будет использовать для нейтрализации своих же собственных ошибок.
"Нужно задуматься, почему допускаются такие ошибки", заявила Оксана Дмитриева. Получается, что даже возникающей благоприятной конъюнктурой правительство не может воспользоваться. Депутат весьма нелестно отозвалась о работе Минфина и его руководства: "На наш взгляд, там просто кадрово неспособны реализовывать наши предложения. Наверное, тем, кто не разбирается в экономике, они могут показаться специалистами". Действия "Единой России" по отстаиванию правительственного варианта бюджета Дмитриева интерпретировала, как фактическое нарушение конституционного баланса: Дума не влияет на формирование правительства, но имеет возможность влиять на бюджет страны, а сейчас она и на главный финансовый документ повлиять не может и из-за этого происходит дисбаланс в пользу исполнительной власти.
Вторым болезненным результатом весенней активности народных избранников стало принятие закона, меняющего статус бюджетных учреждений. По мнению Дмитриевой, с его помощью фактически осуществляется революция в бюджетной сфере с увеличением ее коммерциализации: "Это приведет к сокращению сети бюджетных учреждений, и они повторят судьбу детских садов". Технологии этого видны специалистам уже сейчас: через изменение вида использования и дальнейшей приватизации, а также через передачу их в качестве имущественного взноса в различные организации и процедуру фактического банкротства. Вместо четко прописанной в российском законодательстве процедуры банкротства, новый закон для бюджетных учреждений содержит несколько статей, которые ее фактически прописывают, но в усеченном виде: через обращение взыскания на имущество и приостановку деятельности организации. "Если говорить, что не будет увеличиваться количество платных услуг, то зачем вообще отказываться от сметного финансирования? задалась вопросами депутат Зачем тогда дана команда зарабатывать?" Если оказываемые услуги некачественны, то нужно менять руководителя и не уповать на рынок, считают оппоненты нововведений.
Любопытную аргументацию лоббистов коммерциализации бюджетной сферы Дмитриева привела, рассказав, как заместитель министра финансов Нестеренко учила депутатов-единороссов отвечать на критику: "Мы не доведем до банкротства, а будем следить и снимать директоров". Правда, совершенно не понятно, зачем тогда вообще нужны предложенные изменения, если регулирование все равно останется административным. "Это сложная и бездарная система, как по исполнению, так и по самой концепции, оценила закон Оксана Дмитриева. Если создается какой-то механизм, то машина должна ехать, а у них она не едет".
Было отмечено и еще одно немаловажное последствие инициативы реформаторов: исчезнет обязательная индексация зарплат бюджетников. Утверждения, будто этого не произойдет, Дмитриева подвергла сомнению, так как на основании текста закона подобное говорить нельзя. Там сказано лишь об общей сумме расходов на то или иное направление, а не о каждой статье, будь то отдельные учреждения или конкретно индексация зарплат работников. К тому же сама система госзаданий исключает индексацию как таковую, в отличие от сметного финансирования, где она учитывалась, так же как и изменения тарифов, например. "Будет госзадание, стандарты и все", считает депутат. В реальности же бюджетные учреждения неизбежно будут терять финансирование, так как деньги в рамках государственных заданий будут, кроме них, получать и различные коммерческие учреждения, вплоть до "Рогов и копыт". Любопытно, что попутно была отменена норма Гражданского кодекса об обязанности собственника финансировать бюджетные учреждения, благодаря чему они могут теперь остаться вообще без денег. Демографическая волна, которой раньше объясняли снижение числа детсадов, теперь дошла до школ и вузов, а их восстановить в случае утери будет сложнее, констатирует Дмитриева.
"Бюджетные учреждения остаются такими только по названию, а практически становятся коммерческими", считает Оксана Дмитриева. По ее мнению, данный закон противоречит общемировой практике движению к бесплатности в той или иной форме.
Очень важным Дмитриева считает и принятие закона об обращении лекарственных средств. Его защитниками было обещано снижение цен на лекарства, но справороссы считают, что он приведет лишь к дальнейшему подавлению отечественного производителя и к предоставлению преимуществ некоторым избранным фирмам. "Вначале принимают закон, который концептуально не может контролировать оборот лекарств, а потом нам говорят, что будут его контролировать", поделилась впечатлениями заместитель руководителя фракции справедливороссов. При этом механизм контроля цен для конечных потребителей никак не действует, так как ограничиваются не розничные цены, а оптовые, на которые предусмотрены максимально возможные надбавки в зависимости от регионов. Но при этом сделки могут спокойно происходить и в других регионах. "При такой структуре должны вымываться с рынка дешевые лекарства, так как продавцы заинтересованы в их максимальной величине", пояснила депутат претензии к новому закону.
Источник: ЗАКС.РУ