Оксана Дмитриева: Сокращение сроков рассмотрения бюджета в Думе ведет к ограничению влияния парламента на бюджет
см. также ↓Позицию фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ на пленарном заседании по проекту федерального конституционного закона " О Правительстве Российской Федерации" и о проекте федерального закона " О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части уточнения сроков составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов и отчетов об их исполнении" озвучила Оксана Дмитриева.
Дмитриева О. Г.: Спасибо. Здесь уже упоминалась Конституция, давайте вернемся к нашей Конституции. Дело в том, что степень полномочий парламента по обсуждению бюджета, она действительно зависит от конституционного устройства. Те страны, которые влияют и непосредственно назначают правительство, у них более ограниченные функции по бюджету. А те страны, которые не формируют правительство, не назначают министров, у них это компенсируется большими полномочиями парламента по рассмотрению и утверждению бюджета.
По нашей Конституции, у парламента очень большие полномочия по рассмотрению и утверждению бюджета. При этом, как вы все знаете, мы не влияем на формирование кабинета министров. Но в последние годы эти большие полномочия наш парламент решил сознательно ликвидировать и ограничить. Это делалось постепенно.
Во-первых, процедура рассмотрения бюджета была свернута, когда перешли от четырех чтений бюджета к трем чтениям бюджета. Теперь пытаются ограничить сроки рассмотрения бюджета.
Действительно сокращение сроков рассмотрения бюджета в Государственной Думе, безусловно, ведет к его более формальному рассмотрению и к ограничению влияния парламента на бюджет.
Теперь, к чему это приведет. Понятно, что единственным эффективным способом борьбы с коррупцией является гласное, публичное обсуждение всех расходов бюджета. Замена обсуждения бюджета гласно и публично в Государственной Думе, в соответствии с процедурой, неким нулевым чтением, которое происходит негласно, не в соответствии с процедурой, непублично, а на таком подковерном уровне, это просто прямой способ увеличения коррупции в стране.
Следующий момент. Что значит эффективность бюджетных расходов? Эффективность бюджетных расходов, оценка ее происходит за счет взвешивания путем открытого голосования и обсуждения в Государственной Думе. Только там происходит социальное ранжирование расходов и деление их на более эффективные и менее эффективные.
Таким образом, эта процедура за счет сокращения сроков, безусловно, отметается. Но в фикцию мы превращаем этим законом не только наш парламент, но и все региональные парламенты, поскольку они должны будут приступить к рассмотрению бюджета только 1 ноября. Таким образом, мы по всей цепочке фактически лишаем представительную власть ее главной функции контроля за бюджетом.
Теперь, каким образом, это повлияет, собственно, на бюджетный процесс? Мы все прекрасно знаем, что у нас инвестиции начинают финансироваться где-то со второго полугодия и мы начинаем класть асфальт, как правило, в декабре под снег. Увеличивая сроки представления бюджета и сокращая его рассмотрение, мы еще ухудшаем ситуацию с подготовкой инвестиционной программы и с осуществлением инвестиций, которые лихорадят из года в год.
И, наконец, по поводу качества прогноза и качества бюджета. Тут было две оговорки у представителя правительства и представителя "ЕДИНОЙ РОССИИ". Я так полагаю, что это оговорки по Фрейду. Оговорка представителя правительства: бюджет это всего лишь прогноз. Вы знаете, у нас действительно бюджет становится всего лишь прогнозом и протоколом о намерениях, причем прогнозом плохим, некачественным и вне зависимости оттого, когда он утверждается. 1 октября был представлен бюджет на 2010 год с плохим прогнозом... (Микрофон отключен.)