О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

"Музы московского метро" – так называется книга художницы Марии Вальдес-Одриосола, вышедшая накануне недавнего 75-летия столичной подземки. Это первое издание книжного проекта Ars longa, реализуемого под патронатом "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ".

О московском метро можно говорить бесконечно. Важнейший объект жизнеобеспечения мегаполиса, транспортный механизм особой точности, уникальный опыт тоннельных и строительных работ – все определения верны. Но "Музы московского метро" – еще один поворот темы. Это рассказ про столичную подземку как художественный объект мирового значения.

...Должно было совпасть множество самых разных исторических обстоятельств, чтобы все именно так сложилось. Революция, приход к власти большевиков, Юденич под Петроградом, Совнарком переезжает в Москву, Белокаменная становится столицей СССР. Как следствие – в 1920-е город, и без того разбухший в Первую мировую (здесь оседали беженцы, его заполонили солдаты), начинает ежедневно принимать еще тысячи и тысячи новых жителей: чиновников бесчисленных советских учреждений; недавних крестьян, хлынувших на открывающиеся заводы; студентов; да кого угодно.

Тогдашних москвичей портил не только квартирный вопрос, по поводу которого съязвил М. Булгаков (кстати, ведь и сам киевлянин, в 1921-м переехавший в столицу). Транспортный – тоже. "Московский виноград" – так ехидно назызвались гроздья пассажиров, в часы пик висевших на трамвайных подножках и "колбасе". Узкие улицы старого города не справлялись с потоком машин, трамваев, автобусов, извозчиков. Утром 6 января 1931 года затор на Лубянке обернулся многочасовой пробкой, напрочь парализовавшей столицу. Тогда-то на высшем государственном уровне всерьез задумались о строительстве в Москве подземной системы транспортного сообщения.

О том, как метро возводилось, есть яркие литературные произведения: вспомним "Добровольцев" Е. Долматовского, "Ваську" С. Антонова (а также одноименный художественный телесериал В. Титова). Снят блестящий документальный фильм Е. Листовой, имеются десятки мемуарных свидетельств. Профессиональный подвиг, инновационный проект – тут есть о чем говорить. Хотя, если бы речь шла только о тоннелях, поездах, эскалаторах – это было бы познавательно, интересно, но лишь любителям темы. А ведь московское метро с самого начала было больше, чем метро. Создавался символ новой цивилизации, зримое воплощение ее молодого порыва.

Почему решили архитектурную разработку станций поручить лучшим тогдашним зодчим – таким как Б. Иофан, А. Щусев, И. Жолтовский, А. Душкин? Почему украсили интерьеры станций шедевры А. Дейнеки, П. Корина, В. Мухиной, М. Манизера? Почему одного мрамора потребовалось более ста разновидностей? Об этом, о том, как решали художники беспрецедентные по сложности задачи, и рассказывает книга.

Что ж... Музыканты знают: скрипки великих мастеров – это не только дерево, но и детали из золота, серебра, слоновой кости. Не ради удорожания. Чем благороднее материал – тем благороднее звук. Так и здесь. Первостроители метро поначалу ставили сугубо прикладную цель – а в итоге страна получила, как заметил на представлении книги глава фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Госдуме Николай Левичев, "самый посещаемый в мире художественный музей".

Сам Н. Левичев в прошлом году выступил с предложением – номинировать художественный ансамбль на занесение станций московского метро в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Обидно ведь: от России в этом престижном списке – всего 2,8 процента объектов. Неужели показать нечего? Инициатива получила неожиданно широкую поддержку – и среди общественности, и непосредственно в ЮНЕСКО (что подтвердил на презентации книги глава бюро ЮНЕСКО в Москве Д. Бадарч). Сейчас процесс подготовки официальной заявки идет полным ходом. Дело это, заметим, многоступенчатое, долгое: нужны архивные изыскания, подготовка юридических документов... Но как попутный проект родилась идея книжной серии Ars longa (от латинского Ars longa, vita brevis – "жизнь коротка, искусство вечно"), рассказывающей о тех местах России, которые также достойны войти в золотой фонд культурного и исторического достояния человечества.

"Музы московского метро" начали эту серию.

Источник: Аргументы недели

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International