О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Рекомендации Правительству РФ участников круглого стола "Проблемы правоприменения международных обязательств Российской Федерацией в сфере охраны объектов всемирного культурного наследия"

02 ноября 2009

 см. также ↓

Государственная Дума ФС РФ
Москва
2 ноября 2009

К настоящему времени международно-правовые обязательства Российской Федерации в отношении объектов, внесенных в Список всемирного культурного и природного наследия, вытекают из положений ратифицированных СССР конвенций ЮНЕСКО, прежде всего – Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, а также конвенций Совета Европы, к которым присоединилась Российская Федерация: Европейской конвенции об охране археологического наследия и Конвенции об охране архитектурного наследия Европы. При этом трактовка положений указанных конвенций должна учитывать содержание корреспондирующих рекомендаций ЮНЕСКО и Комитета Министров Совета Европы.

Согласно Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, культурное и природное наследие подлежит сохранению и государственной охране в соответствии с национальным законодательством, которые отнесены к полномочиям Российской Федерации.

Однако в настоящее время не определен федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий подготовку и направление материалов в Комитет по всемирному наследию ЮНЕСКО и хранение документации об объектах всемирного наследия. Порядок внесения объектов в список ЮНЕСКО также четко не определен.

Не проводится должная разъяснительная работа о системе Всемирного наследия и реализации Конвенции ЮНЕСКО.

Недоступна информация о реальном состоянии памятников Всемирного культурного наследия на территории Российской Федерации. (Кто занимается этим вопросом, кто координирует и готовит периодические отчеты для Центра Всемирного наследия, кто финансирует и проводит экспертизу подготовленных материалов, и т.д. Кто осуществляет анализ их соответствия "Руководящим принципам по осуществлению Конвенции Всемирного наследия").

Отсутствует информация о механизме формирования предварительного Списка от Российской Федерации на включение во Всемирное наследие. (Кто выдвигает предложения, как проводится их научная экспертиза, каковы дальнейшие обязательства Российской Федерации по осуществлению этого списка).

Российские специалисты практически не участвуют в работе неправительственных международных научных (ИКОМОС/ICOMOS, ИККРОМе (ICCROM) как эксперты по культурному наследию ЮНЕСКО) и межгосударственных организациях (Совет Европы, Европейская комиссия), связанных с ними специализированных научных комитетах, а также организациях, связанных с преодолением последствий чрезвычайных ситуаций – "Голубой щит" и др.

Отсутствует информация о Российском комитете Всемирного наследия. (Состав, руководство, экспертная и административная деятельность, оценка эффективности работы комитета).

Отсутствуют соответствующие полномочия и документация, содержащая сведения об особенностях объекта всемирного наследия, границах его территории, что затрудняет координацию действий органов государственной власти по управлению данными объектами и обеспечению их сохранности.

При разработке границ и режимов содержания зон охраны объектов культурного наследия федерального значения возникают проблемы по приведению их в соответствие с "буферными зонами" объектов всемирного наследия, устанавливаемыми в рамках Конвенции. Наиболее остро эти проблемы проявились при разработке зон охраны центральных районов города Санкт-Петербурга, ансамбля Троице-Сергиевой Лавры, церкви Преображения на острове Кижи.

Очевидно, что Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, образованная в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.1992 №609, практически лишена возможности координации действий органов государственной власти по исполнению функций в данной сфере.

Отсутствует единая целенаправленная государственная политика в сфере сохранения объектов всемирного культурного наследия, что вызывает справедливые опасения Комитета всемирного наследия при ЮНЕСКО.

В дальнейшем это может привести к исключению объектов всемирного наследия, расположенных на территории Российской Федерации, из Списка всемирного наследия.

33-я сессия ЮНЕСКО, проходившая в июне 2009 года в Севилье, продемонстрировала нарушения конвенции об охране всемирного культурного наследия со стороны Российской Федерации, что не лучшим образом сказывается на имидже страны.

В связи с вышеизложенным, считаем необходимым рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1. Установить порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в реализации мероприятий, осуществляемых во исполнение Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (далее – Конвенция), в том числе:

  • определить орган исполнительной власти, призванный обеспечивать выполнение обязательств Российской Федерации по сохранности объектов всемирного культурного наследия и депозитарному хранению документации по объектам, поручить этому органу разработать и принять единый порядок подготовки документов, для включения объектов культурного наследия в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

  • внести изменения в положение о Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО;

  • определить орган исполнительной власти по контролю и надзору за выполнением обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции;

  • решить проблему отсутствия паспортов и проектов зон охраны объектов культурного наследия ЮНЕСКО, отвечающих современным требованиям законодательства.

2. Содействовать созданию и развитию национальных и региональных центров подготовки в области охраны, сохранения и популяризации всемирного культурного наследия.

3. Разработать комплекс мер по защите памятников ЮНЕСКО в период возникновения военных действий, террористических актов.

4. Организовать проведение разъяснительной работы о системе Всемирного наследия и реализации Конвенции ЮНЕСКО на различных административных, профессиональных и исполнительных уровнях.

5. Обеспечить всеобщий доступ к информации о реальном состоянии памятников Всемирного культурного наследия на территории Российской Федерации.

6. Обеспечить широкое участие российских специалистов в работе неправительственных международных научных и межгосударственных организациях (Совет Европы, Европейская комиссия), связанных с ними специализированных научных комитетов, в том числе:

  • возобновить официальные отношения и членство Российской Федерации в ИККРОМе (ICCROM) как эксперта по культурному наследию ЮНЕСКО и крупнейшего мирового образовательного центра;

  • обеспечить доступность информации о деятельности Российского комитета Всемирного наследия.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International