О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Выступление Николая Левичева на круглом столе "Адаптация мигрантов в условиях мегаполиса: позиции государства и общества"

28 сентября 2009

 см. также ↓

Уважаемые коллеги!

Мне кажется, что тема сегодняшнего нашего круглого стола очень актуальна. Где бы не приходилось бывать, в частности, в Европе, будь то Южный Мадрид или Северный Стокгольм, оказывается, что проблема миграции в современных условиях очень актуальна для всех крупных мегаполисов. В принципе, эта тема, если вы следите за выборами (вчера, кстати, состоялись выборы в двух европейских странах – Португалии и Германии), является одной из наиболее острых в публичном дискурсе тех стран, которые в ходе глобальных потоков миграции стали принимающими.

Мы видим, что с учетом радикальных ультраправых движений, которые активизировались в последнее время, при наличии массовых акций протеста в Европе миграционные процессы зачастую выходят из-под контроля.

Таким образом, миграция, если власти не уделяют этому явлению должного внимания, очень легко может стать серьезным политическим вызовом для всего общества. Образование огромных анклавов иноязычных граждан, с большим трудом интегрирующихся в социокультурную среду, создает для обществ стран-реципиентов большую опасность.

Спустя десятилетия активной миграционной политики в Европе мы можем проанализировать успехи и недостатки различных моделей миграционной политики с тем, чтобы выработать собственную российскую модель, адекватную сложившимся реальностям и потребностям нашей страны. В этой связи мы рассчитываем, что опыт коллег из Швеции может быть полезен, особенно при реализации ряда программ на местном уровне.

В современном демократическом обществе высокая мобильность людей и капитала является нормой. Возможность свободно перемещаться в поисках лучших условий для работы и жизни – это не только неотъемлемое право гражданина, но также и способ сделать наше общество более жизнеспособным, а экономику – более эффективной.

За короткий период Россия стала крупнейшим центром миграции в Восточном полушарии. Можно привести такие данные. Ежегодно сюда прибывают более 12 млн. и одновременно выезжают около 11 млн. мигрантов. При этом назову только одну цифру. Так называемые гастарбайтеры ежегодно отправляют домой из России более 11,4 млрд. долл.

Судя по всему, зависимость России от труда мигрантов в ближайшие десятилетия будет нарастать, поскольку потери собственных трудовых ресурсов к 2025 году превысят 18–19 млн. человек. При этом внутренняя миграция в стране снизилась даже по сравнению с советскими временами. Можно привести такой порядок цифр: если в России ежегодно меняют регион проживания лишь 2% населения, то в США это стало нормой для 15% населения.

Нельзя не обойти вниманием и тот факт, что многим предпринимателям выгодно нанимать на работу мигрантов, согласных выполнять тяжелую работу за небольшие деньги. Среди этой категории переселенцев высок процент нелегалов. Бесправное положение этих людей "развращает" бизнес и ухудшает криминогенную обстановку в местах скопления нелегальной рабочей силы, прежде всего, в мегаполисах.

Кроме того, доходы, которые пойдут в федеральный бюджет в результате политики, легализации иностранной рабочей силы, по оценкам специалистов, в состоянии обеспечить финансирование многих социальных программ, в т.ч., и для местного населения. Согласно оценкам экспертов, в России 10 млн. нелегалов, экономический ущерб – 8 млрд.долларов в год.

Проблема легализации миграции, несмотря на ряд позитивных сдвигов в миграционной политики, пока не решена.

Второй блок вопросов, которые следует обсудить сегодня – какими должны быть приоритеты миграционной политики в России? Как эффективно регулировать миграционные потоки?

Замечу также, что демографические проблемы, с которыми столкнулись большинство стран Европы и Россия, также предполагают активную миграционную политику.

Скажем, в Москве миграционный прирост (в том числе и в перспективе) стал единственным источником роста населения столицы. В последние годы миграционный прирост почти на 10-14 тысяч превышает естественную убыль населения.

За последние 10 лет число родившихся детей у вновь прибывших в Москву выросло почти в 5 раз, и их доля среди всех родившихся в Москве увеличилась до 13,5%. Таким образом, каждый седьмой ребенок рождается у женщин, не являющихся постоянными жительницами столицы, к тому же с каждым годом их доля растет, постепенно замещая рождения у коренных москвичек.

Не случайно все чаще стала звучать тема нарушения этнобаланса как в целом по России, так и в Москве. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, почти 70% россиян отрицательно относятся к приезду большого числа мигрантов в Россию. Насколько оправданы эти опасения, как преодолеть этнофобии – это еще одна острая проблема, которая требует незамедлительного решения, в том числе и с учетом негативного опыта Европы. В этом контексте первоочередной задачей является и адаптация мигрантов в новой культурной среде, создание условий для их интеграции с новым для них социальным сообществом.

Пока в России такие проекты носят скорее пилотный характер. Думаю, что настало время государству и институтам гражданского общества активнее включаться в решение этих вопросов.

Я постарался обозначить некоторые проблемы, связанные с темой круглого стола, и призываю вас активно включиться в их обсуждение.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024