О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Вступительное слово Николая Левичева на круглом столе "Государственный заказ как фактор развития малого и среднего предпринимательства"

Малый зал Государственной Думы, 21 сентября 2009 года

21 сентября 2009

 см. также ↓

Уважаемые участники круглого стола!

Я приветствую в этом зале представителей органов исполнительной власти и самоуправлений, малого и среднего бизнеса – всех тех, кого непосредственно затрагивают процедуры размещения государственных и муниципальных заказов и проведения публичных торгов. Тема нашей встречи более, чем актуальна.

Кризис дал ясно понять, что сфера малого бизнеса, самозанятость – это важнейшее средство борьбы с безработицей. Именно здесь может быть создан мультипликативный эффект, буквально способный вытянуть экономику из рецессии.

Давайте посмотрим, что происходит на самом деле. Действительно, доля продукции небольших частных предприятий в общем объеме ВВП страны медленно, но растет, если верить статистике. Причем это происходит вопреки сохраняющемуся административному давлению на предпринимателей со стороны местных чиновников. Думаю, сидящим в этом зале найдется что рассказать в том числе о судебном произволе, "липовых" тендерах, о недоступных кредитах, коррупционных поборах и о многом другом. Но сегодня мы хотели бы сосредоточить внимание на одной проблеме – на привлечении малых и средних предприятий к выполнению государственных и муниципальных заказов.

Именно госзаказ, на наш взгляд, является самым эффективным механизмом интегрирования малого и среднего предпринимательства в народнохозяйственный комплекс страны. Это важнейшая задача. Так уж повелось, что "каркас" экономики, состоящий из крупных финансово-промышленных групп у всех на виду, а малый и средний бизнес – где-то там, за горизонтом. Малое предпринимательство находится вне информационного мэйнстрима. Хотя доказано, что без него нет ни рынка, ни динамичной экономики.

Реальный вес малого и среднего бизнеса в системе размещения государственного и муниципального заказа, как выяснилось, довольно сложно оценить. Скажем, наши экономисты проанализировали основную форму "Статистического наблюдения за проведением торгов на размещение заказов, на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг" (так называемую форму "один/торги") и нашли в ней массу изъянов.

Но кое-что увидеть можно. Доля стоимости контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства, к общей стоимости заключенных договоров по размещенным заказам в Российской Федерации составляет всего 2,07% (по федеральным заказчикам это чуть более 1% и 3,28% по региональным заказчикам). В количественном выражении это 4% общего количества контрактов по конкурсам и 11 % по аукционам.

Мягко говоря, это немного. В чем же причины?

Прежде всего, государственный заказ доступен лишь немногим. Да и правила игры постоянно меняются. Пресловутый 94-й Федеральный Закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" претерпел уже 11 редакций. Законодатель стремился детально регламентировать действия всех участников этого процесса, чтобы искоренить коррупцию. Но, как вы понимаете, инструкцию "на все случаи жизни" до сих пор написать не удалось.

Государственный и муниципальный заказ в условиях рынка – это не рецидив плановой экономики, а инструмент обеспечения устойчивого спроса на товары (работы и услуги). Он стимулирует как экономику в целом, так и отдельных производителей. Если порядок размещения заказа будет чрезмерно зарегулирован, то вместо стимулов мы получим бюрократическую волокиту. Это касается в том числе электронных торгов – основной процедуры, в которой принимают участие субъекты малого и среднего предпринимательства.

Продолжают действовать законодательные нормы, прямо ограничивающие участие субъектов малого предпринимательства в размещении заказов. Это ограничения по максимальной стоимости контракта, по объему размещения заказа, по номенклатуре товаров, работ и услуг. Судя по всему, многие из этих ограничений не имеют объективных обоснований. Я думаю, что нам – законодателям – хотелось бы узнать ваше мнение по этому вопросу.

Под лозунгом борьбы с коррупцией из законодательства были убраны те нормы, которые требовали учитывать и оценивать квалификацию участников торгов, их материально-технические возможности, опыт работы. Что же в результате? Резко снизилось качество закупаемых товаров, работ и услуг. В ряде случаев под угрозой оказалось само выполнение государственного контракта. Стало ли при этом меньше коррупции? Я в этом сильно сомневаюсь.

Процедура электронных закупок очень сложна и непрозрачна. Стало обязательным взимание оплаты за участие в аукционе.

Сама процедура теперь предусматривает несколько закрытых заседаний аукционной комиссии, что, на наш взгляд, усиливает влияние субъективного фактора на итоги торгов.

Введено категорическое требование по применению электронной цифровой подписи, тогда как всех условий для этого еще не создано.

Еще одни пример. Началась разработка общероссийского специализированного официального сайта, на котором должна быть представлена вся информация о размещении государственных и муниципальных заказов по всей стране. Но если раньше малому предприятию трудно было найти информацию на муниципальном или региональном сайте, то теперь та же проблема может возникнуть и во всероссийском масштабе. Остается только надеяться, что эта задача будет решена.

Как утверждают специалисты, действующее законодательство не может устроить и заказчиков. Оно навязывает им чрезмерно сложные, неэффективные, а в ряде случаев и противоречивые электронные процедуры размещения заказа, ограничивая их даже в выборе конкретного технологического решения. Между тем, как показывает международная практика, заказчик должен самостоятельно проводить размещение заказа в электронном виде любым способом, не противоречащим законодательству, и сам выбирать технологические средства.

Анализ многочисленных обращений, которые поступили в адрес нашей фракции при подготовке к этому круглому столу, также подтверждает сказанное.

Хотелось бы обсудить и другие трудности участия субъектов малого предпринимательства в размещении государственного и муниципального заказа.

В каких направлениях, на наш взгляд, должно развиваться законодательство? Перечислю лишь основные, сформулированные в проекте рекомендации нашего круглого стола.

Первое. Необходимо предусмотреть полноценную, документально подтверждаемую оценку квалификации участника торгов, наличие у него необходимой материально-технической базы (скажем, в собственности, в аренде или на иных договорных условиях), наличие подготовленных специалистов и положительного опыта выполнения подобных контрактов.

Второе. Надо повысить доступность информации о размещении заказа и его условиях, чтобы люди не искали эту информацию в массе всех извещений о всех закупах.

Третье. Следует более четко регламентировать правила выделения квот и формирования заказов.

Четвертое. Надо отменить верхний предел в 20% по объему размещения заказов у субъектов малого предпринимательства.

Пятое. Целесообразно отменить ограничения по товарам, работам и услугам, закупаемым у субъектов малого предпринимательства и отменить верхний предел цены контракта, размещаемого у субъектов малого предпринимательства

Шестое. Разумно было бы, на наш взгляд, освободить среднее и малое предпринимательство от необходимости вносить обеспечение заявок на участие в торгах и обеспечение исполнения контракта.

Седьмое. Настало время определить механизмы субконтрактного привлечения субъектов малого предпринимательства для исполнения госконтрактов, заключенных с крупными исполнителями.

Восьмое. Необходимо обеспечить юридически полноценный документооборот при проведении электронных способов закупок, и единое пространство доверия сертификатам ключей Электронной Цифровой Подписи.

И, наконец, девятое. Следует скорректировать форму статистического мониторинга за движением государственных и муниципальных заказов таким образом, чтобы получить полное представление о положении дел в этой сфере.

Мы считаем, что эти вопросы имеют принципиальное значение для развития и расширения успешного участия субъектов малого и среднего предпринимательства в размещении государственного и муниципального заказа. Это, конечно, не все вопросы. Их намного больше. Можно говорить о мониторинге закупочных систем, нужна система определения начальных условий контракта, в том числе цены и многое другое.

Я предлагаю начать обсуждение.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024