Николай Левичев принял участие в круглом столе "Государственный заказ как фактор развития малого и среднего предпринимательства"
см. также ↓В работе круглого стола приняли участие руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе Николай Левичев, депутаты фракции Илья Пономарев, Кира Лукьянова и Иван Грачев, а также представители малого и среднего бизнеса, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных нужд, представители специализированных организаций, привлекаемых для осуществления функций по размещению заказа, и т.д.
На круглом столе обсуждались следующие вопросы:
Текущее состояние проблемы участия субъектов малого и среднего предпринимательства в размещении государственного и муниципального заказа;
Государственная политика по реальной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, перспективы, значение и последствия широкого участия субъектов малого бизнеса в размещении государственного и муниципального заказа;
Эффективные процедуры государственных и муниципальных закупок, в том числе и электронные;
Выработка предложений по изменению действующего законодательства о размещении государственного и муниципального заказа в целях обеспечения расширения участия в государственных и муниципальных закупках субъектов малого и среднего предпринимательства.
Участники круглого стола практически единодушно отметили, что действующее законодательство в области госзакупок, вместо того, чтобы помогать развитию инновационного и малого бизнеса, стало для него тормозом. Был высказан ряд идей о том, что именно необходимо дополнить и расширить в законодательстве в целях обеспечения наибольшей эффективности и удобства постоянного участия субъектов малого и среднего предпринимательства в размещении государственного и муниципального заказа. Прежде всего, речь идет о внесении поправок в федеральные законы 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
По словам депутата, именно госзаказ является самым эффективным механизмом интегрирования малого и среднего предпринимательства в народнохозяйственный комплекс страны. "Сегодня доля стоимости контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства, к общей стоимости заключенных договоров по размещенным заказам в Российской Федерации составляет всего 2,07 % (по федеральным заказчикам это чуть более 1 % и 3,28 % по региональным заказчикам). В количественном выражении это 4 % общего количества контрактов по конкурсам и 11 % по аукционам. Мягко говоря, это немного", подчеркнул Николай Левичев.
Анализируя причины этого, парламентарий отметил, что сегодня продолжают действовать законодательные нормы, прямо ограничивающие участие субъектов малого предпринимательства в размещении заказов. "Это ограничения по максимальной стоимости контракта, по объему размещения заказа, по номенклатуре товаров, работ и услуг. Судя по всему, многие из этих ограничений не имеют объективных обоснований", заявил Левичев, призвав присутствующих высказать свое мнение по этому вопросу. Помимо этого, еще одной проблемой является то, что "под лозунгом борьбы с коррупцией из законодательства были убраны те нормы, которые требовали учитывать и оценивать квалификацию участников торгов, их материально-технические возможности, опыт работы". В результате резко снизилось качество закупаемых товаров, работ и услуг, а коррупцию искоренить так и не удалось.
Еще одно препятствие – сложность и непрозрачность процедуры электронных закупок. Стало обязательным взимание оплаты за участие в аукционе. Введено категорическое требование по применению электронной цифровой подписи, тогда как всех условий для этого еще не создано.
Действующее законодательство, по словам Николая Левичева, не может устроить и заказчиков. "Оно навязывает им чрезмерно сложные, неэффективные, а в ряде случаев и противоречивые электронные процедуры размещения заказа, ограничивая их даже в выборе конкретного технологического решения", отметил депутат.
Руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" перечислил основные направления, в которых, на его взгляд, должно развиваться законодательство:
Необходимо предусмотреть полноценную, документально подтверждаемую оценку квалификации участника торгов, наличие у него необходимой материально-технической базы (скажем, в собственности, в аренде или на иных договорных условиях), наличие подготовленных специалистов и положительного опыта выполнения подобных контрактов.
Надо повысить доступность информации о размещении заказа и его условиях, чтобы люди не искали эту информацию в массе всех извещений о всех закупах.
Следует более четко регламентировать правила выделения квот и формирования заказов.
Надо отменить верхний предел в 20% по объему размещения заказов у субъектов малого предпринимательства.
Целесообразно отменить ограничения по товарам, работам и услугам, закупаемым у субъектов малого предпринимательства и отменить верхний предел цены контракта, размещаемого у субъектов малого предпринимательства.
Разумно было бы освободить среднее и малое предпринимательство от необходимости вносить обеспечение заявок на участие в торгах и обеспечение исполнения контракта.
Настало время определить механизмы субконтрактного привлечения субъектов малого предпринимательства для исполнения госконтрактов, заключенных с крупными исполнителями.
Необходимо обеспечить юридически полноценный документооборот при проведении электронных способов закупок, и единое пространство доверия сертификатам ключей Электронной Цифровой Подписи.
Следует скорректировать форму статистического мониторинга за движением государственных и муниципальных заказов таким образом, чтобы получить полное представление о положении дел в этой сфере.
"Мы считаем, что эти вопросы имеют принципиальное значение для развития и расширения успешного участия субъектов малого и среднего предпринимательства в размещении государственного и муниципального заказа", отметил Николай Левичев, пригласив участников круглого стола к обсуждению.
"Использовать электронно-цифровую подпись практически невозможно, поскольку правительство сорвало создание сети удостоверяющих центров, подчеркнул парламентарий. Кроме того, малое предприятие не в состоянии выполнить условия лота целиком, а субконтракт не предусмотрен законом".
По мнению Ильи Пономарева, в законодательстве необходимо ввести понятие долгосрочного контракта, отменить институт уполномоченных площадок и создать вместо него либо свободный рынок, либо единую государственную площадку, отменить верхний предел в 20 % для малых предприятий, ввести в состав инфраструктурных объектов, осуществляющих поддержку развития малого и среднего предпринимательства электронные средства для введения госзакупок. Депутат также считает необходимым "ведение мониторинга исполнения 94-го ФЗ в части размещения заказов у малого бизнеса".
Директор Института управления закупками и продажами для государственных и муниципальных нужд им. А. Б. Соловьева ГУ ВШЭ, председатель Правления межрегиональной общественной организации "Гильдия отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказам" Ирина Кузнецова говорила об итогах мониторинга участия малого бизнеса в государственных закупках.
По ее словам, результатов мониторинга участия бизнеса в госзаказе очень мало. Представленные в открытом доступе источники малочисленны, обобщить их очень тяжело. "Мы не можем узнать, например, сколько конкретно торгов было объявлено для субъектов малого предпринимательства, сколько из них соответствует реальному перечню, и, наконец, как малый бизнес принимает участие в госзаказе, отметила Кузнецова. Она предложила сделать всю информацию открытой, поскольку именно мониторинг поможет выявить реальные проблемы в этой сфере.
"Как мы видим, интернет-окно еще не обеспечивает прозрачность информации, особенно если в него, образно говоря, вставляют матовое стекло", заметил на это Николай Левичев.
Генеральный директор группы компаний "Кредо-С" Людмила Сеничева рассказала, что на этом круглом столе она представляет малый бизнес, который и предлагается защищать. Ее предприятие, которое занимается консалтингом в бюджетной сфере, начиналось 16 лет назад как семейный бизнес, а сейчас разрослось до 50 человек.
Людмила Сеничева отметила, что ее фирму волнуют проблемы квалификации участников торгов, а также проблема искусственного занижения цен. "Очень часто в торгах участвуют фирмы-однодневки, цель которых – либо сорвать госзакупки, либо снизить цены", заявила Сеничева. По ее словам, "однодневки" необходимо отсечь от участия в тендерах. Для этого, возможно, необходимо ввести критерий срока существования бизнеса либо количества успешно завершенных контрактов и отзывов. "Я не возражала бы и против денежного обеспечения", отметила предпринимательница. Также она сообщила, что ее очень волнует проблема юридически значимого документооборота. "Хочется, чтобы подать документацию можно было в электронной форме", подчеркнула Людмила Сеничева, отметив существующие сегодня проблемы с "электронными подписями".
Президент Петербургской ассоциации Предпринимателей Михаил Пационко выступил с докладом "Проблемы реализации субъектами малого и среднего бизнеса права на участие в размещении государственного заказа. Практика применения Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Поблагодарив фракцию "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" за организацию круглого стола на столь актуальную тему, докладчик остановился на нескольких практических моментах, с которыми сталкивается малый бизнес при участии в тендерах на госзакупки.
В своем выступлении он говорил, прежде всего, о проблеме неплатежей государственных и муниципальных заказчиков. "Сегодня с субъектами в регионах очень сложно работать по финансированию. Сейчас только федеральный заказ может похвастаться с тем, что контракты точно оплачиваются. Сейчас очень часто бывает, что предприниматель выполняет работы, но не может получить ни свое обеспечение, ни денег по контракту. Когда идут такие задержки, столкнувшийся с этим предприниматель может второй раз и не пойти на конкурс. Эта проблема действительно существует, и она особенно актуальна для малого бизнеса", заявил Михаил Пационко.
Он также затронул тему участия фирм-однодневок в игре на снижение цены заказа: "часто она падает ниже себестоимости, иногда – чуть ли не до нуля". Другой проблемный момент связан с уплатой налогов. Сейчас она происходит по отгрузке товара, несмотря на то, что существует кризис неплатежей. "В результате часто бывает, что малый и средний бизнес теряет дважды – теряет деньги по контракту и уплачивает налоги по "прибыли", которой не было", отметил Пационко.
Говоря о Саратовской области, Кира Лукьянова отметила, что, по данным правительства, доля объявленных госзакупок составила лишь 2,4 %. При этом ряд министерств и ведомств не разместили ни одного заказа. Аналогичная ситуация – при поставке оборудования медицинским учреждениям, проведении дорожных работ и т.д. Проблемы бывают и у тех немногих компаний, которые, несмотря на все препятствия, тендер выиграли. "Затягивается подписание контракта, организуются проверки со стороны контролирующих органов", отметила Лукьянова. Она заявила, что необходимо прекратить "подгонку" условий конкурса под конкретных участников.
Отмечая проблемы электронной системы аукциона, депутат заявила, что для нормальной работы новой системы необходимо сформировать доверие к ней со стороны предпринимателей. Сегодня же очень часто происходят известные всем махинации – например, русские буквы в названии контракта заменяются на латинские, и выявить такое мошенничество очень трудно.
Депутат Костромской областной Думы, Председатель комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам Иван Корсун выступил с докладом на тему "Формирование благоприятной среды для малого и среднего бизнеса на местном и региональном уровне. Основные проблемы и пути их решения". Он говорил о том, что, с одной стороны, предпринимателям необходимы стабильные правила игры, с другой – действующее законодательство нуждается в существенной корректировке. Иван Корсун предложил ряд поправок в проект рекомендации участникам круглого стола.
Советник председателя подкомитета по экономике и инновациям в сфере интеллектуальной деятельности Комитета Государственной Думы по культуре Анатолий Семенов посвятил свое выступление расширению роли гражданского общества в регулировании госзакупок. Он также говорил о проблемах при организации госзакупок, с которыми сталкивается государство. По его словам, существует несколько "главных фобий". Это, например, страх потери денег ("есть вероятность, что исполнители окажутся пустышкой и испарятся"), страх невыполнения заказа ("это еще серьезнее, ведь государству важно в первую очередь получить результат"). Анатолий Семенов предложил конкретные поправки в законодательство, которые могут решить обозначенные проблемы. По его словам, к примеру, необходимы "конкретные карательные меры" к тем, кто участвует в закупках, не собираясь выполнять заказ.
Руководитель Управления по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области Сергей Грачев говорил о защите прав малого бизнеса в государственных закупках и проблеме неисполнения заказчиками 94-го федерального закона.
Выступление начальника Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы России Михаила Евраева резко контрастировало с остальными. Он отметил, что принятие 94-го закона позволило предпринимателям реально участвовать и выигрывать тендеры, что до принятия закона было сделать невозможно. Говоря о реформе государственного заказа и практике контроля, он доказывал, что существующие сегодня проблемы решаются. Дискутируя с другими участниками круглого стола, он заявил, что есть огромное количество примеров, когда цены на контракт падали в несколько раз, однако он при этом нормально исполнятся. "В кризис некоторые вынуждены работать ниже себестоимости", отметил Евраев. Он также говорил о проблеме возврата заказчиком денежных средств за неисполненные контракты. Михаила Евраева затронул и тему электронных аукционов, которые "являются серьезным инструментом для того, чтобы торги стали прозрачными и открытыми". По его словам, за электронными аукционами необходим контроль, а его можно обеспечить только на ограниченном числе площадок.
В заключение представитель ФАС призвал переработать проект рекомендаций круглого стола, в противном случае, по мнению чиновника, "результат может быть противоположным".
Председатель Комитета госзаказа Вологодской области Александр Торопов говорил о проблемах сговора, которые препятствуют участию в закупках малого бизнеса при проведении электронных торгов. Ведущий аналитик Института управления закупками и продажами им. А. Б. Соловьева Александр Бурков посвятил свой доклад проблемах участия малого бизнеса в электронных торгах по новому регламенту. Генеральный директор ООО "Единые торговые системы" Михаил Бородовский затронул тему альтернативных подходов к участию субъектов малого предпринимательства в электронных торгах по размещению государственного и муниципального заказа. Исполнительный директор национальной ассоциации участников электронной торговли Антон Никольский выступил с докладом "Госзаказ и его стимулирующая роль для малого бизнеса: проблемы, возможности, предложения".
Директор Депуртамента по работе с объединениями предпринимателей Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Быков рассказал о предложениях Торгово-промышленной палаты по совершенствованию законодательства в сфере размещения государственного заказа. Свои предложения по оптимизации законодательной базы представила и заместитель Председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства города Санкт-Петербурга Ольга Ромашова. Свою точку зрения высказал и представитель общественной организации "Опора России" Валерий Малиновский.
С последним докладом на круглом столе выступила заместитель директора Департамента государственного регулирования в экономике и развития конкуренции Минэкономразвития РФ Анна Катамадзе. Она говорила о реальном решении проблемы доступа к государственному заказу малого и среднего предпринимательства, а также преимуществах новой системе госзакупок. Как следовало из эмоционального выступления Катамадзе, многие высказанные сегодня замечания нельзя назвать обоснованными. Единый сайт госзакупок, по ее словам, прекрасно выполняет свою функцию, и система поиска там – самая лучшая. По словам Анны Катамадзе, свидетельством этого может служить хотя бы рост посещаемости сайта, который с 2006 года вырос до 1,5 млн. человек. Она выступила против увеличения числа электронных площадок, заявив, что система требует жесткого контроля, который можно обеспечить только на ограниченном количестве ресурсов.
Комментируя выступление Анны Катамадзе и подводя итоги круглого стола, Николай Левичев заметил, что представительница Минэкономразвития "выступала от имени государства". "Вообще-то, Анна Таймуразовна, я всегда считал, что предприниматели, хоть они и малые – это тоже часть государства. И не надо присваивать себе некую миссию, абсолютизируя ее, и не надо так неуважительно относится к представителям научного сообщества. Как профессиональный социолог, я могу сказать, что опрос опросу рознь, и давайте посмотрим, кем и как проводятся опросы, на которые Вы ссылаетесь. Желательно, чтобы их все-таки проводили независимые институты, а не аффилированные с министерством структуры", заявил он.
Левичев подчеркнул, что сегодня проблема госзаказа обсуждалась только с точки зрения субъектов малого и среднего предпринимательства. Безусловно, этот ракурс не исчерпывает всех проблем, связанных с применением 94-го закона, равно как и всех достижений, которые можно отнести насчет этого закона.
"Могу сказать, что в прошлый понедельник в этой же аудитории мы рассматривали проблемы развития космической отрасли. И представители этой отрасли также высказывали большие претензии 94-му закону, которые касаются уже не малого предпринимательства, а специфики этой инновационной отрасли нашей экономики. Я все-таки считаю, что нам удалось выявить целый ряд болевых точек и проблем, дать характеристику сложившейся ситуации. И все-таки мне представляется, что последние изменения законодательства, регламентирующие размещение государственного заказа, принятые поспешно, во многом препятствуют участию субъектов малого предпринимательства в размещении государственного и муниципального заказа", отметил Левичев.
"Могу вам честно признаться, что сам факт внесения этих 100-страничных поправок к 94-му закону касательно электронных площадок наша фракция, например, прозевала. Прозевали и представители других фракций, и многие члены Совета Федерации. Потому что эти поправки были внесены 100-страничным пакетом в момент, когда в Государственной Думе перестали в целях экономии распечатывать все материалы к заседаниям на бумажных носителях, а стали их представлять только на сайт в электронном виде. А зал заседаний не оборудован средствами, которые позволяли бы вывести эти поправки. И эти 100 страниц просто просвистели мимо большинства депутатов", рассказал Николай Левичев. По его словам, лучше все-таки по русской пословице семь раз пообсуждать, и только после этого принимать.
"Хотелось бы, чтобы такого рода обсуждения проводились до того, как вводятся предложения на два года ввести мораторий по поводу принятых правил. Понятно, между тем, что закон действует всего три года, и правоприменительная практика постоянно выявляет его шероховатости. И в условиях кризиса представители малого и среднего бизнеса не получают той поддержки, которое государство могло бы им предоставить с пользой для себя. Поэтому давайте мы внимательно проанализируем все, что было сказано. Я готов к тому, что мы наиболее резкие предложения, мы еще раз обсудим оргкомитетом. Но я думаю, что эти рекомендации с учетом трехчасового обсуждения присутствующие согласны принять за основу. А по деталям – мы согласуем окончательную редакцию с теми, кто наиболее резко высказывался, допустим, по главе 3.1 и другим, на их взгляд, слишком категорическим высказываниям", пообещал Левичев.
"Все-таки представляется, что создание отлаженного механизма размещения заказа у субъектов малого и среднего предпринимательства способно решить те задачи, которые мы сегодня обозначили. А именно, регламентировать правила планирования и регламентирования квот на заказы, размещаемые у субъектов малого предпринимательства, обеспечить максимальную доступность информации о размещении заказа. Я вот не уверен, что эти 1,5 млн. кликов означают, что люди 1,5 млн. раз получил нужную информацию. Может быть, это потому, что были истеричные попытки получить информацию, раз за разом оборачивающие фиаско – такой статистики, наверное, вы нам не сможете предоставить", подчеркнул руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
"Я думаю, что есть смысл стараться обеспечивать и юридически значимый документооборот при проведении электронных способов госзакупок и единого пространства доверия ключей электронной цифровой подписи. Здесь мы сторонники унификации. И все-таки, наверное, было бы неплохо помечтать о необходимости участия субъектов малого предпринимательства в госзаказе без необходимости внесения обеспечения заявок и контрактов живыми деньгами. Сегодня, когда мы все-таки не оттолкнулись от дна кризиса, такие мечты кажутся очень здравыми.
Поскольку эти вопросы включены в проект рекомендаций нашего круглого стола, мы их представим на рассмотрение органам власти, обладающим законодательной инициативой, включая Правительство. Уж будьте любезны, рассмотрите наши предложения! Мы и сами поработаем над какими-то здравыми поправками в 94-й закон, не дожидаясь двух лет его функционирования в данной последней реакции. И будем следить за реакцией предпринимательского сообщества на те новации, которые последними новеллами законодательства о госзакупках все-таки приняты", заявил Николай Левичев.
В заключение он поблагодарил всех участников круглого стола, отметив, что за три часа, которые он шел, аудитория в Малом зале Государственной Думы практически не уменьшилась – и это говорит о том, что люди собирались не зря.
В рекомендации, принятой участниками круглого стола по итогам дискуссии, Правительству Российской Федерации предложено снять излишние ограничения по объемам размещаемых заказов, по суммам заключаемых контрактов, предоставить государственные гарантии в качестве обеспечения заявок субъектов малого предпринимательства на участие в торгах и исполнения контрактов. Кроме того, следует законодательно закрепить периодическое документальное подтверждение статуса малого предприятия, наличие у малого предприятия-участника торгов необходимой квалификации, материально-технических возможностей и опыта, а также создание Единого государственного реестра субъектов малого предпринимательства.
Также в рекомендации предлагается "разработать и реализовать комплекс мер по завершению формирования условий, обеспечивающих ведение юридически значимого документооборота при размещении государственного и муниципального заказа в электронной форме". Речь, в частности, идет о создании "единого пространства доверия сертификатам ключей ЭЦП" для всех электронных площадок, сайтов и систем, размещающих госзаказ.