О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Николай Левичев принял участие в круглом столе "Социальные инновации и роль гуманитарных наук"

02 июля 2009

 см. также ↓

2 июля в Государственной Думе состоялся круглый стол "Социальные инновации и роль гуманитарных наук в условиях финансово-экономического кризиса", организованный Комитетом по науке и наукоемким технологиям и Общественным советом по гуманитарным наукам, сопредседателем которого является Николай Левичев. Участники обсудили следующие темы:

  • Реакция гуманитарного знания на финансово-экономический кризис;

  • Социальные инновации в условиях кризиса: новые подходы и практики;

  • Гуманитарные науки в проектировании послекризисной инновационной модели развития страны: можно ли говорить о смене приоритетов;

  • Новые достижения гуманитарных наук и их отражение в фундаментальном гуманитарном образовании;

  • Новая номенклатура научных специальностей ВАК в гуманитарной сфере знаний: шаг вперед?

  • Образовательные стандарты в сфере гуманитарных наук и динамика изменений на рынке труда: что и как должно меняться в содержании стандартов.

Круглый стол открыл сопредседатель Общественного совета по гуманитарным наукам при Комитете Государственной Думе по науке и наукоемким технологиям, ректор РГГУ Ефим Пивовар. "Обсуждаемая сегодня тема чрезвычайно актуальна. Мы все понимаем, что инновационность – главный, ключевой стержень развития страны и общества. Насколько инновационность коррелирует с развитием гуманитарного знания? В чем суть инноваций в гуманитарной сфере? Это темы, которые мы обсудим сегодня, – отметил Пивовар, – Какое-то время назад мы обсуждали проблему, связанную с тем, что в перечне инновационных направлений указывается ряд важных и существенных элементов, но там нет направления, касающегося гуманитарного знания. Однако все эти направления имеют гуманитарное измерение, так как реализуются людьми, в социуме и для социума".

После этого слово было предоставлено руководителю фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Государственной Думе Николаю Левичеву, который выступил перед участниками круглого стола с докладом.

Левичев заявил, что финансово-экономический кризис, затронувший Россию, обострил многие социальные и экономические проблемы страны. Растет безработица, социальное напряжение в обществе. Несмотря на то, что Правительство вывело социальные задачи в начало программы антикризисных мер, на повышение устойчивости финансовой системы было выделено почти шесть с половиной триллионов рублей, а на усиление социальной защиты, сохранение и создание рабочих мест – в 14 раз меньше.

"Наука у нас поддерживается только на словах. А на деле на фундаментальные исследования выделено около 84 млрд. рублей, на прикладную науку – около 14 млрд. рублей", – отметил Левичев, добавив, что на инвестиции в науку необходимо дополнительно направить как минимум 40 млрд. рублей.

"Многие почему-то считают, что термины "инновация" и "инновационное развитие" – чисто экономические категории. Однако инновационные процессы не начнутся в экономике до тех пор, пока они не начнутся в социальной сфере, пока мы не остановим деградацию человеческого капитала", – подчеркнул депутат. По его словам, социальные инновации – ключевой элемент, необходимый для успешного развития страны, и значительного экономического роста без них не достичь.

"России нужна принципиально иная модель социальной политики, с одной стороны, и поддержка социальных инициатив со стороны гражданского общества и бизнеса, с другой. В этом процессе стимулирования социальных инноваций и должна проявиться роль социальных наук", – заявил Николай Левичев. "Стране сегодня нужен не государственный капитализм, а государственный капитал, вложенный в человека", – резюмировал он.

Николай Левичев сообщил, что все содержательные предложения, высказанные сегодня, "найдут свой путь, по крайней мере, к руководству страны".

Доктор педагогических наук, заведующий лабораторией по изучению проблем организации высшего и послевузовского образования, профессор кафедры педагогики факультета дополнительного профессионального образования преподавателей ММА им. И.М. Сеченова Сергей Змеев выступил с докладом "Современные теоретические и научно-методические основы деятельности и подготовки персонала сферы образовательных услуг". "Образование – ведущая сфера функционирования человеческого общества. Неопровержим тот факт, что любому виду деятельности человек должен научиться. Обучение – жизненная потребность каждого человека. Сегодня происходит интенсификация образовательных потребностей, следствием чего стало распространение концепции непрерывного образования", – заявил Сергей Змеев.

По его словам, человек обучается на протяжении всей жизни, и возраст определяет специфику обучения. "Сегодня становится очевидной огромная роль образования взрослых, чем занимается наука андрагогика", – отметил Змеев. Он рассказал о задачах преподавателя, работающего со взрослыми, о методах повышении эффективности процесса обучения, а также о перспективах развития андрагогики.

Член-корреспондент РАН, замдиректора Института психологии РАН Андрей Юревич отметил, что разговоры о бедственном состоянии российской науки ведутся с начала 1990-х годов. По его словам, говоря о состоянии науки, говорят об абстракции, ведь разные сектора науки оказались в разном положении. Наибольшие потери понесли сельскохозяйственные науки, на втором месте – технические, далее – естественные. "В секторе гуманитарных наук произошло наименьшее разрушение. Она находится в лучшем положении. Более того, в ней наблюдается даже некоторый рост", – заявил Андрей Юревич, подчеркнув, что с момента распада СССР количество обществоведов выросло на 30%, гуманитариев – на 70%. Возникло большое количество независимых исследовательских центров (более 300 политологических, около 200 экономических, около 100 – социологических). Да и сами студенты, согласно социологическим опросам, считают социально-гуманитарные дисциплины более престижными.

Андрей Юревич выделил три особенности современной российской социально-гуманитарной науки – эмпиризм ("более 95% социологических центров занимаются только опросами общественного мнения"), постепенное превращение в механизм по перекачке западных наработок в российскую практику ("наши студенты знают в основном методики, разработанные на Западе") и экономический детерминизм ("многие видят в обществе только экономику, которую понимают не как систему поведения людей, а как обезличенную категорию").

Андрей Юревич отметил, что причины кризиса лежат не в экономике, а в социально-психологической сфере. Среди них – вытеснение культуры протестантского общества психологией "здесь и теперь", стремлением прожить жизнь на максимуме, сегодня купить то, на что заработаешь только завтра.

По его словам, говоря о России, неправильно говорить о кризисе только экономическом. Проблема гораздо глубже – наше общество больно. "Даже статистика благополучных 2006-2007 годов выглядит ужасающе. Показатель убийств на 100 тыс. населения у нас в 4 раза, чем в США, и в 10 раз выше, чем в европейских странах. Больше, чем у нас, убивают только в Колумбии и государствах к югу от Сахары. Мы занимаем второе место по количеству самоубийств. Ужасающая статистика бытовой преступности. Более 30 тыс. россиян ежегодно гибнут в ДТП, – отметил Андрей Юревич, – Интернет забит кадрами, где ученики избивают своих учителей. Это самый настоящий нравственный, психологический кризис общества, который наступил задолго до экономического".

Представители социально-гуманитарных наук, по словам Андрея Юревича, давно обращали внимание на эти обстоятельства.

Далее он рассказал о задачах социально-гуманитарных наук в условиях кризиса:

  • Выявление наиболее острых социальных проблем и привлечение к ним общественного внимания;

  • Выработка стратегий преодоления этих проблем;

  • Реогранизация социальных практик, научное обеспечение социальных инноваций;

  • Преодоление социальных стереотипов.

Доктор филологических наук, профессор кафедры славянской филологии филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Елена Ковтун выступила с докладом "Новое поколение Госстандартов для гуманитариев".

По словам Ковтун, сегодня, в непростых условиях кризиса, идет реформа высшего образования. Это и хорошо, так как реформа позволит приспособить систему образования к современным условиям. Но это и плохо, так как к существующим проблемам российской высшей школы могут добавиться новые.

Елена Ковтун рассказала, что в 2003 году Россия подписало Болонскую декларацию, добиваясь того, чтобы единое образовательное пространство Европы охватило и нашу страну. Эта подпись потребовала значительных изменений в российской системе образования. Мы фактически переходим на двухступенчатую систему. Один из существенных факторов реформы образования – переход на новые образовательные стандарты, новые рамочные документы, которые определяет параметры обучения.

"Когда мы разрабатывали новые стандарты, мы пошли по болонскому пути и провели анкетирование студентов, выпускников и работодателей. Анкеты выявили большую непрофильную занятость выпускников филологического факультета. Среди выпускников последних пяти лет по специальности работает лишь 15-20%. Наше фундаментальное образование висит в воздухе, а знания не востребованы. Наши учебные планы не очень готовят выпускников к их практической деятельности", – признала Елена Ковтун.

По ее словам, последняя тенденция при разработке образовательных стандартов – ориентация на результаты обучения. Ковтун отметила, что главная задача – сочетать традиции российского фундаментального образования и практическую направленность обучения. "Это необходимо для того, чтобы выпускать человека, который и фундаментально образован, и имеет практические навыки", – отметила Елена Ковтун.

Она также рассказала о новых тенденциях в образовательных технологиях, переходу к новым формам преподавания и т.д.

После выступления Елены Ковтун участники круглого стола перешли к дискуссии, в которой приняли участие академик РАО Сигурд Шмидт, главный редактор научно-издательского центра "Ладомир" Юрий Михайлов, профессор кафедры социологии РХТУ им. Д.И. Менделеева Геннадий Козырев и другие.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International