Николай Левичев принял участие в круглом столе "Социальные инновации и роль гуманитарных наук"
см. также ↓2 июля в Государственной Думе состоялся круглый стол "Социальные инновации и роль гуманитарных наук в условиях финансово-экономического кризиса", организованный Комитетом по науке и наукоемким технологиям и Общественным советом по гуманитарным наукам, сопредседателем которого является Николай Левичев. Участники обсудили следующие темы:
Реакция гуманитарного знания на финансово-экономический кризис;
Социальные инновации в условиях кризиса: новые подходы и практики;
Гуманитарные науки в проектировании послекризисной инновационной модели развития страны: можно ли говорить о смене приоритетов;
Новые достижения гуманитарных наук и их отражение в фундаментальном гуманитарном образовании;
Новая номенклатура научных специальностей ВАК в гуманитарной сфере знаний: шаг вперед?
Образовательные стандарты в сфере гуманитарных наук и динамика изменений на рынке труда: что и как должно меняться в содержании стандартов.
Левичев заявил, что финансово-экономический кризис, затронувший Россию, обострил многие социальные и экономические проблемы страны. Растет безработица, социальное напряжение в обществе. Несмотря на то, что Правительство вывело социальные задачи в начало программы антикризисных мер, на повышение устойчивости финансовой системы было выделено почти шесть с половиной триллионов рублей, а на усиление социальной защиты, сохранение и создание рабочих мест – в 14 раз меньше.
"Наука у нас поддерживается только на словах. А на деле на фундаментальные исследования выделено около 84 млрд. рублей, на прикладную науку около 14 млрд. рублей", отметил Левичев, добавив, что на инвестиции в науку необходимо дополнительно направить как минимум 40 млрд. рублей.
"Многие почему-то считают, что термины "инновация" и "инновационное развитие" чисто экономические категории. Однако инновационные процессы не начнутся в экономике до тех пор, пока они не начнутся в социальной сфере, пока мы не остановим деградацию человеческого капитала", подчеркнул депутат. По его словам, социальные инновации – ключевой элемент, необходимый для успешного развития страны, и значительного экономического роста без них не достичь.
"России нужна принципиально иная модель социальной политики, с одной стороны, и поддержка социальных инициатив со стороны гражданского общества и бизнеса, с другой. В этом процессе стимулирования социальных инноваций и должна проявиться роль социальных наук", заявил Николай Левичев. "Стране сегодня нужен не государственный капитализм, а государственный капитал, вложенный в человека", резюмировал он.
Николай Левичев сообщил, что все содержательные предложения, высказанные сегодня, "найдут свой путь, по крайней мере, к руководству страны".
По его словам, человек обучается на протяжении всей жизни, и возраст определяет специфику обучения. "Сегодня становится очевидной огромная роль образования взрослых, чем занимается наука андрагогика", отметил Змеев. Он рассказал о задачах преподавателя, работающего со взрослыми, о методах повышении эффективности процесса обучения, а также о перспективах развития андрагогики.
Андрей Юревич выделил три особенности современной российской социально-гуманитарной науки – эмпиризм ("более 95% социологических центров занимаются только опросами общественного мнения"), постепенное превращение в механизм по перекачке западных наработок в российскую практику ("наши студенты знают в основном методики, разработанные на Западе") и экономический детерминизм ("многие видят в обществе только экономику, которую понимают не как систему поведения людей, а как обезличенную категорию").
Андрей Юревич отметил, что причины кризиса лежат не в экономике, а в социально-психологической сфере. Среди них – вытеснение культуры протестантского общества психологией "здесь и теперь", стремлением прожить жизнь на максимуме, сегодня купить то, на что заработаешь только завтра.
По его словам, говоря о России, неправильно говорить о кризисе только экономическом. Проблема гораздо глубже – наше общество больно. "Даже статистика благополучных 2006-2007 годов выглядит ужасающе. Показатель убийств на 100 тыс. населения у нас в 4 раза, чем в США, и в 10 раз выше, чем в европейских странах. Больше, чем у нас, убивают только в Колумбии и государствах к югу от Сахары. Мы занимаем второе место по количеству самоубийств. Ужасающая статистика бытовой преступности. Более 30 тыс. россиян ежегодно гибнут в ДТП, отметил Андрей Юревич, Интернет забит кадрами, где ученики избивают своих учителей. Это самый настоящий нравственный, психологический кризис общества, который наступил задолго до экономического".
Представители социально-гуманитарных наук, по словам Андрея Юревича, давно обращали внимание на эти обстоятельства.
Далее он рассказал о задачах социально-гуманитарных наук в условиях кризиса:
Выявление наиболее острых социальных проблем и привлечение к ним общественного внимания;
Выработка стратегий преодоления этих проблем;
Реогранизация социальных практик, научное обеспечение социальных инноваций;
Преодоление социальных стереотипов.
По словам Ковтун, сегодня, в непростых условиях кризиса, идет реформа высшего образования. Это и хорошо, так как реформа позволит приспособить систему образования к современным условиям. Но это и плохо, так как к существующим проблемам российской высшей школы могут добавиться новые.
Елена Ковтун рассказала, что в 2003 году Россия подписало Болонскую декларацию, добиваясь того, чтобы единое образовательное пространство Европы охватило и нашу страну. Эта подпись потребовала значительных изменений в российской системе образования. Мы фактически переходим на двухступенчатую систему. Один из существенных факторов реформы образования – переход на новые образовательные стандарты, новые рамочные документы, которые определяет параметры обучения.
"Когда мы разрабатывали новые стандарты, мы пошли по болонскому пути и провели анкетирование студентов, выпускников и работодателей. Анкеты выявили большую непрофильную занятость выпускников филологического факультета. Среди выпускников последних пяти лет по специальности работает лишь 15-20%. Наше фундаментальное образование висит в воздухе, а знания не востребованы. Наши учебные планы не очень готовят выпускников к их практической деятельности", признала Елена Ковтун.
По ее словам, последняя тенденция при разработке образовательных стандартов – ориентация на результаты обучения. Ковтун отметила, что главная задача – сочетать традиции российского фундаментального образования и практическую направленность обучения. "Это необходимо для того, чтобы выпускать человека, который и фундаментально образован, и имеет практические навыки", отметила Елена Ковтун.
Она также рассказала о новых тенденциях в образовательных технологиях, переходу к новым формам преподавания и т.д.
После выступления Елены Ковтун участники круглого стола перешли к дискуссии, в которой приняли участие академик РАО Сигурд Шмидт, главный редактор научно-издательского центра "Ладомир" Юрий Михайлов, профессор кафедры социологии РХТУ им. Д.И. Менделеева Геннадий Козырев и другие.