О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Парламентская стратегия партии

Доклад Николая Левичева на Конгрессе депутатов партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ

24 июня 2009

 см. также ↓

Уважаемые коллеги!

Сегодня даже наши оппоненты признают, что в современной политической системе нашей страны партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ заняла свою нишу. Мы – левоцентристская, социалистическая, социал-демократическая партия, первая за всю новейшую историю российского парламентаризма. При этом мы являемся оппозиционной парламентской партией.

Признание оппозиции значимым субъектом политической жизни напрямую зависит от нашей общей готовности разделить политическую ответственность за развитие общества, укрепление могущества российского государства и рост благосостояния народа.

Для нас быть в оппозиции отнюдь не означает просто противостоять действующей власти. Быть в оппозиции – это участвовать в формировании современной политической системы с конкурирующими идеологиями, выборными институтами и гражданским контролем над деятельностью всех ветвей власти. В этом смысле демократия и оппозиция – вещи неразрывные.

Оппозиция востребована в нашем обществе, социальный заказ на нее сформирован, большинство граждан нашей страны считают, что однопартийность должна остаться в прошлом. Однако до сих пор, к сожалению, бытует множество мифов и заблуждений насчет оппозиции. Распространен, скажем, такой упрощенный взгляд: для того, чтобы прослыть оппозиционером, достаточно лишь объявить себя противником Власти, и прежде всего, Президента и Правительства. Много лет мы слышим призывы к сокрушению антинародного режима, проклятия в адрес вертикали власти, разоблачения всевозможных заговоров, брюзжание по поводу и без повода. Нет ничего, что бы вызвало одобрение. Одним словом – "А Баба Яга против!"

Другой миф: группы радикалов, толпа, улица – вот единственная реальная оппозиция. В этом случае все партии считаются изобретениями одной кремлевской лаборатории.

Думаю, мы недооцениваем всю опасность и деструктивность таких огульных представлений для будущего страны. Они полностью обесценивают всякую партийность, парламентаризм, и более того, политическую деятельность в принципе.

Оба этих взгляда исключают возможность политического выбора, то есть выбора оптимального управленческого решения с учетом интересов разных групп, исключают возможность какой-либо работы с властью.

В истории такое уже бывало. Вспомним начало 90-х годов. К власти пришли люди, не имевшие конкретного управленческого опыта, не знавшие реальных проблем страны, но демонстрировавших полное пренебрежение к достижениям предшественников. Они реализовывали свои "оппозиционные идеи", ставя на народе варварские эксперименты, не сильно переживая, выживет он или не выживет, помрет или не помрет. До сих пор страна вздрагивает, когда слышит имена этих "героев".

Надо четко понимать, что оппозиция сегодня не может быть внешней силой по отношению к существующей политической системе. Мы категорически против политических рисков перехода от парламентских методов борьбы за власть к радикальным действиям, маргинализации политической деятельности.

Полагаю, что ресурсов нашей партии и в центре, и в региональных законодательных собраниях достаточно, чтобы способствовать движению страны в сторону формирования социального государства, эффективного гражданского общества и гибкой, открытой политической системы.

Даже будучи в меньшинстве, наша фракция является самым активным депутатским объединением в Государственной Думе по количеству вносимых законопроектов. В этом созыве фракция внесла их более 150.

На каждого депутата фракции приходится в среднем 4 законодательные инициативы. Для сравнения: средний показатель "Единой России" – 1,5 законопроекта на каждого депутата, ЛДПР – 3,2; КПРФ – 1,5.

Президент, кстати, отметил высокий профессиональный уровень справедливороссов, подчеркнув их принципиальность, последовательность и уверенность в отстаивании своей позиции на парламентской трибуне и в СМИ. 20 наших законопроектов уже обрели силу закона и подписаны Президентом. Для сравнения, у КПРФ таких законов лишь 8.

Парламентская стратегия партии только тогда переходит из разряда "воздушных замков" в реальную политическую практику, когда она реализуется на разных уровнях и находит свое воплощение в государственной политике.

Сегодня наша партия имеет достаточный политический и кадровый ресурс, чтобы говорить о реальной парламентской стратегии. Мы сформировали активно работающие фракции и депутатские объединения. В 49 субъектах созданы и работают депутатские объединения Партии. Всего же в региональных законодательных собрания от партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ работают 309 депутатов в 66 субъектах федерации.

Одни фракции только приступили к исполнению своих полномочий, другие – работают последний год, но уже можно оценить результаты не только на федеральном, но и на региональном уровне. В течение года депутатами фракций вносится около 200 законопроектов. Так, в 2008 г. из 192 внесенных было принято 109 законопроектов, что составляет 57%. Эффективность работы – довольно высокая, учитывая, что работать нам приходится в условиях меньшинства.

Наиболее активно ведут работу депутатские объединения Партии в Республиках Карелия и Бурятия, в Удмуртской Республике, в Московской и Псковской областях, в Алтайском крае и Санкт-Петербурге.

Так, подготовленные нашей фракцией в Удмуртской Республике законопроекты составили 70% от общего числа законопроектов, внесенных депутатами в Государственный Совет Удмуртии. Все разработанные инициативы имели социальную направленность.

Особо следует выделить активность и системность подхода по вопросам формирования регионального бюджета фракций СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ в Республике Карелия, Ленинградской области, Астраханской области, Красноярского края, Московской области.

Треть всех вносимых в регионах законопроектов связана с социальной политикой и здравоохранением, 20% – с развитием экономической сферы, поддержкой предпринимательства и бюджетно-налоговой политикой, что соответствует нашим программно-идеологическим приоритетам.

Большой блок законопроектов был направлен на решение административно-территориальных вопросов и оптимизацию работы местного самоуправления. Напомню, что Президент Дмитрий Медведев в рамках консультаций с лидерами думских фракций указывал на необходимость участия партий в проведении реформы местного самоуправления, в том числе и в подготовке кадров для муниципалитетов.

В этой связи надо отметить деятельность фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Ульяновской областной Думе. Фракция встала на защиту интересов муниципальных образований и разработала для них практические рекомендации по решению вопросов местного значения.

Мы должны всегда помнить, что результативная работа возможна даже при откровенном сопротивлении со стороны консерваторов из партии власти.

Уверен, системная оппозиция имеет много возможностей действовать успешно в постановке и практических решениях конкретных проблем. Более того, история свидетельствует, что многие стратегические инициативы исходили именно от оппозиции. Мы должны своими действиями подтвердить этот исторический вывод. А придя к власти, мы передадим опыт пребывания в оппозиции нынешней правящей партии.

За прошедшие два года по отношению к нам в общественном мнении произошел значительный поворот, люди нам поверили. Меняется и информационная политика в отношении нашей партии. Во многом это заслуга депутатов фракции, которые принимают активное участие во всевозможных дискуссиях и дебатах на телевидении и радио. Только так можно создать политический климат – конкурентный, но и уважительный по отношению к политическим оппонентам.

Публичная дискуссия – это не спортивное состязание, где признаком победы считается количество полученных очков. Цель дебатов – выработка оптимальных политических решений в интересах людей, и в конечном итоге, – формирование политической культуры общества. Иногда делается неловко за соперников, которые сопровождают свои политические выступления заказными статьями, где всем участникам, как школьникам, выставляются оценки, причем явно неправильные.

Мы многое сделали для того, чтобы оппозиция не была выдавлена на обочину политической жизни. Мы не стали статистами в пьесе, разыгрываемой партией власти, и наша работа в парламенте – прямое тому свидетельство.

Сегодня самая неотложная задача – научиться эффективно действовать на основе партийной идеологии и программы. Хочу подчеркнуть возрастающую роль идеологического фактора в достижении нашей партией все более прочных позиций в обществе. Наступает время серьезной идеологической и политической учебы и, прежде всего, для депутатов всех уровней представительной власти.

Позиция депутата, критика или поддержка принимаемых в законодательных органах решений должна опираться на идеи, принципы и конкретные пункты нашей программы. Учитывать ее социал-демократический дух.

Надо научиться профессионально оценивать конкретные факты и события с точки зрения ценностей и отправных положений нашей идеологии.

Именно поэтому наша фракция поддерживала инициативы президента, связанные с развитием партийно-политической и избирательной системы. Речь идет о поправках, предусматривающих расширение прав партий на бесплатный эфир, сокращение минимального количества членов партий для регистрации до 40 тысяч человек, возможность участвовать в парламентской работе тем партиям, которые не дотянули до 7%-го барьера, сокращение количества подписей, которые необходимо собрать партии для формирования списка в Государственную Думу.

Очень важным мы считаем принятие Государственной Думой и наших собственных законопроектов, направленных на совершенствование политической системы.

Мы добились принятия закона, разрешающего депутатам региональных парламентов переходить в другие фракции в случае, если партия, от которой они избирались, реорганизована или ликвидирована.

Именно эти изменения в федеральном законодательстве позволили с начала 2009 года депутатам, избранным по спискам Партии ЖИЗНИ и Партии "Пенсионеров", вступать в Партию СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ и создавать соответствующие депутатские объединения Партии в регионах. Так были образованы депутатские объединения Партии в Законодательном Собрании Пермского края и Липецком областном Совете депутатов.

Был принят Федеральный закон, предоставляющий общественным объединениям право принимать участие в формировании списка кандидатов на выборах в представительные органы муниципальных образований совместно с политической партией. На наш взгляд, это шаг в направлении развития низовой демократии.

Но есть и неудачи. Не секрет, что мы работаем в условиях жесткого противодействия со стороны парламентского большинства. Многие наши законодательные инициативы, направленные на борьбу с коррупцией, улучшение положения пенсионеров, поддержку отечественной науки, культуры и образования, отклоняются по итогам голосования. "Против" голосует фракция "Единая Россия".

Например, мы предложили целый ряд поправок в пенсионное законодательство, восстанавливающих право на получения бесплатного автотранспорта инвалидами войны, право на бесплатный междугородний проезд 1 раз в год для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и блокадников, право военным пенсионерам получать страховую часть пенсии по старости одновременно с пенсией за выслугу лет. Кроме того, мы выдвинули законопроект об индексации страховой части трудовой пенсии в соответствии с ростом зарплаты за предыдущий год, что могло бы минимизировать обесценивание страховых взносов работающих людей.

К сожалению, эти инициативы не встретили понимания со стороны агрессивно-послушного большинства Государственной Думы.

Тем не менее мы продолжаем отстаивать свои позиции и на парламентской трибуне, и в информационном поле, и на встречах с Президентом.

Понятно, что нашим коллегам из регионов приходится еще труднее. Интересное предложение в этой связи поступило от партийной фракции в Алтайском краевом Законодательном Собрании – принять поправку, по которой комитеты вправе были бы рассматривать законопроекты не более 5 дней, после чего, если законопроект не был рассмотрен, то он автоматически выносится на сессию. Данная инициатива, к сожалению, не была принята, но ее поддержали представители других партий, даже некоторые "единоросы".

Парламент – это не только трибуна для выражения позиции партии и собственной позиции. В Парламенте идет борьба за лидерство. И можно с уверенностью сказать, что СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ начинает занимать лидирующие позиции в сфере социальной политики. Наши партийные инициативы, несмотря ни на что, преодолевают откровенное сопротивление со стороны оппонентов, и становятся основой многих федеральных законопроектов. Хотя при этом, наши идеи, образно говоря, сильно общипывают.

Сила социалистов – в солидарности. Думаю, вы все видели как социалистические и социал-демократические партии всего мира сообща и оперативно отреагировали на мировой финансовый кризис – и те, кто в данный момент находится у власти, и те, кто в оппозиции.

Депутаты нашей фракции тоже участвовали в работе Социнтерна. Так, в марте 2009 Анатолий Аксаков принимал участие в работе комиссии Социнтерна по глобальным финансовым проблемам. В январе 2009 года в Брюсселе совместно с Партией европейских социалистов было проведено заседание рабочей группы, где главной темой стал глобальный финансовый кризис и поиск путей преодоления его последствий в Европе. В ней приняли участие депутаты Гудков, Кузьмина, Шудегов.

Наша фракция разработала и собственный план борьбы с кризисом. В Государственную Думу был внесен пакет из 8 антикризисных законопроектов, включающих в себя целый ряд мер. Важнейшие из них:

• Предоставление гражданам Российской Федерации основных социальных гарантий – в сфере оказания медпомощи, оплаты труда, защиты от безработицы, получения образования, пенсионного обеспечения, оплаты жилищно-коммунальных услуг.

• Предоставление дополнительных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и введение института некоммерческого найма жилья;

• введение принципа квотирования рабочих мест для выпускников ВУЗов и техникумов.

• использование средств материнского капитала на любые формы жилищного строительства.

Были предусмотрены также специальные меры стимулирования научных исследований и инновационной деятельности и налогового стимулирования малого предпринимательства.

Ряд предложений "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" учтены и реализованы на практике. Как вы знаете, в мае этого года состоялась встреча Президента с членами партии и фракции. Должен сказать вам, что встреча была очень плодотворной. Дмитрий Медведев высоко оценил деятельность фракции в Думе, уровень разработанных нами предложений и законодательных инициатив и профессионализм наших депутатов. Он признал, что требования "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" об отказе от прямой финансовой поддержки фондового рынка де-факто уже воплощены в жизнь. Президент также поддержал идею квотирования первого рабочего места для выпускников вузов. Одобрены и предложения, касающиеся освобождения от налога владельцев земельных участков, размер которых не превышает 8 соток. Помимо этого, представители руководства страны неоднократно отмечали, что ряд партийных инициатив (к примеру, снижение НДС) не сняты с повестки дня и дискуссии по этим вопросам будут продолжены.

Как видите, мы выдвигаем не абстрактные лозунги, как бы хороши они ни были, а решаем конкретные злободневные проблемы.

Мы должны использовать все возможности для работы с избирателями. И нам есть что сказать, поскольку мы активно включаемся в обсуждение новых законопроектов, имеем свою точку зрения, умеем предложить практические шаги по решению тех вопросов, которые волнуют людей.

Думаю, что поездки депутатов в регионы в этом плане очень результативны. Мы будем расширять эту практику.

Депутаты Госдумы от нашей партии значительно опережают своих коллег по количеству принятых за месяц граждан. В приемную фракции с сентября 2008 года по май 2009 обратилось 1136 граждан. Это больше, чем у "Единой России", и на порядок больше чем у КПРФ и ЛДПР. Люди нам верят, поэтому и обращаются со своими нуждами и проблемами.

Мы выполняем запрос общества на надежные социальные гарантии, на порядок и безопасность. Там, где речь идет о защите интересов людей, мы готовы идти на политические соглашения с другими партиями.

Принципиальность, с одной стороны, а с другой, готовность к конструктивным компромиссам – вот наша отличительная черта во взаимоотношениях с депутатами от других партий.

Нам необходима консолидация по важнейшим вопросам, обсуждаемым в публичном пространстве, и по всем стратегическим направлениям законотворческой работы.

Поэтому на повестке дне встал вопрос о формировании специального центра по координации усилий между депутатами Государственной Думы, региональными и местными депутатами. Имею в виду Палату депутатов Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, положение о которой нам сегодня предстоит принять.

Надеюсь, что Палата депутатов Партии станет надежным и эффективным инструментом нашей законотворческой работы, а вы все – ее активными членами.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International